В исследовании о том, как жители разных стран представляют себе идеальное личное пространство, предполагается, что россияне любят держаться ближе друг к другу. Связано ли это каким-то образом с языком и коммунальным жильем?
Почему у россиян отсутствует чувство личного пространства? В ходе исследования, опубликованного в Journal of Cross-Cultural Psychology, были опрошены 9 тысяч человек из разных стран, чтобы подсчитать международный размах личного пространства. Россияне оказались в нем в графе «оккупанты», что говорит либо о крайней нужде, либо о крайней стесненности.
Российский пример, однако, объясняется не климатом, а менталитетом. Одна из первых вещей, которые я узнала в процессе изучения русского языка, — это то, что в нем нет слова, обозначающего личную пространственную категорию. Вы можете сказать: «Оставь меня в покое» или «Отстань от меня». При этом очевидно, что идея «частной собственности» раньше существовала, иначе она бы не была запрещена в эпоху Советского Союза. Но невозможно дословно перевести фразу "Сan you give me some privacy?"» Перенос этой ситуации на концепцию личного пространства не будет преувеличением.
В русском языке у вас может быть «частная жизнь», вы можете вести «личные дела». Существует множество слов для уединения и одиночества — просто удивительно!
Но нет ни одного слова, которое обозначало бы физическое пространство вокруг вас, которое должно быть приватным и принадлежать исключительно вам. Свою роль здесь не мог не сыграть опыт коммунальной жизни. Большинство людей, родившихся в России в период с 1900 по 1980 год, в какой-то период своего существования жили в коммунальной квартире. А это место, где не существует никакого личного пространства.
А что же британцы? Мы оказались, разумеется, среди самых щепетильных в опросе. Однако, странным образом, румыны с еще большим недоверием относятся к незнакомцам, чем мы. Британцы держатся в одном метре от незнакомцев и подходят на 50 сантиметров к своим близким друзьям. К знакомым — на 80 сантиметров. Что, на мой взгляд, как раз соответствует расстоянию, на котором можно почувствовать дурное дыхание собеседника. Спасибо, не надо. Если только вы не оказались в московском метро — в этом случае готовьтесь к более тесным объятиям.