Пекин — Почему западные комментаторы с предубеждениями холодной войны смотрят на китайскую инициативу «Пояс и путь» — Экономический пояс Шелкового пути и Морской Шелковый путь 21-го века — и называют ее современной версией американского плана Маршалла, нацеленного на восстановление Европы после Второй мировой войны? За подобными сравнениями скрывается менталитет «игры с нулевой суммой».
Некоторые не верят в стратегические мотивы Китая, утверждая, что эта инициатива является геополитическим инструментом для обеспечения своего господства в регионе и создания новой сферы влияния. Другие выступают против инициативы из-за того, что боятся потерять ведущие позиции в мировой финансовой системе.
Тем не менее, западные скептики не смогли увидеть тот факт, что Китай против менталитета «игры с нулевой суммой» и поддерживает концепцию взаимного выигрыша. Однажды Конфуций сказал: «Тот, кто хочет добиться успеха, должен помочь другим стать успешными». Инициатива «Пояс и путь», выдвинутая Китаем, ориентирована на благо всех.
Современный «Пояс и путь», строящийся в регионах, где проходили древние маршруты, является транснациональной сетью, соединяющей Азию с Европой и Африкой и преследующей цель содействовать совместному развитию всех стран, поддержавших инициативу.
В отличие от плана Маршалла, участникам «Пояса и пути» не ставятся никакие политические условия. Китай всегда выступал за то, что все страны должны уважать права друг друга на самостоятельный выбор собственной социальной системы и путей развития.
Открытость, инклюзивность и взаимная выгода — особенности инициативы «Пояс и путь», благодаря которым она завоевала крепкую поддержку международного сообщества.
Начиная с 2013 года, более 100 стран и международных организаций позитивно откликнулись на инициативу. В ее рамках было подписано около 50 межправительственных соглашений о сотрудничестве. В марте Новая Зеландия первой из развитых стран присоединился к ней.
Китайские компании инвестировали свыше 50 млрд долларов США и построили 56 зон торгово-экономического сотрудничества в 20 странах вдоль «Пояса и пути», создав в общей сложности 180 тысяч рабочих мест для жителей этих государств.
Как же удалось Китаю так преуспеть на фоне замедления темпов экономического восстановления, ослабления международной торговли, а также определенного регресса в процессе глобализации?
Ответ заключается в отказе от «закона джунглей», гегемонизма и политики «игры с нулевой суммой» и в стремлении к сотрудничеству, партнерству и совместному использованию.
Инициатива «Пояс и путь», ориентированная на ответственность, взаимовыгодное сотрудничество и искреннее стремление к совместному развитию, предоставила миру ответ Китая на вызовы современности — сбалансированную, справедливую и всестороннюю модель развития.