На крайнем юге Ирака, на западном берегу реки Шатт-эль-Араб раскинулась «Венеция Востока» — Басра, экономическая столица Ирака, население которой по оценкам 2014 года составляло около 1,5 миллиона человек.
Сквозь прошлое и настоящее «жемчужина Ирака» остается уникальным в своем роде туристическим направлением, притягивая посетителей со всех концов света. Именно поэтому жители Басры сегодня стремятся восстановить свой в прошлом привлекательный для туристов город.
Остров «Синдбад», сады Абу-эль-Хасиб, полуостров Фао, парк развлечений в Аль-Маакиле — все это туристические места «иракской Венеции» для отдыха и развлечений, где также находится много археологических и исторических достопримечательностей.
По одной из версий Басра получила свое название из-за местности, где был построен город, и где преобладал рыхлый белый камень — «басра». По другой версии, поддерживаемой некоторыми историками, Басра была так названа, поскольку город был расположен на возвышении и тот, кто там оказывался, мог видеть все, что находится вокруг (корень, который имеет слово «Басра» в литературном арабском языке означает «видеть, смотреть, замечать», — прим. пер.).
Басра — наследница многих цивилизаций. С древнейших времен она поочередно находилась под властью сначала шумерской цивилизации (4250 г. до н. э. — 1960 г. до н. э.), которую сменила древняя вавилонская цивилизация (1960г. до н. э. — 1600 г. до н. э.), затем ассирийская (1600 г. до н. э. — 1200 г. до н. э.), после ассиро- вавилонская (1200 г. до н. э. — 700 г. до н. э.), после которой наступил нововавилонский период (700 г. до н. э.-538г. до н. э.).
Иракцы никогда не занимали позицию сторонних наблюдателей по отношению к древним цивилизациям, существовавшим на территории Ирака, всегда стремясь сохранить и воздать должное тому вечному, что должно остаться в памяти будущих поколений.
В Басре есть своя Эйфелева башня. Она представляет собой уменьшенную копию знаменитой башни, возведенной в столице Франции — Париже в 1889 году Гюставом Эйфелем и его помощниками по случаю проходившей тогда международной выставки,
Басрийская Эйфелева башня находится внутри нового парка развлечений, площадь которого около 27 тысяч квадратных метров, а общая стоимость строительства составила 4 миллиона 237 тысяч долларов. Здесь есть площадка для запуска фейерверков, аттракционы, театры, зоопарк, крытый бассейн и ресторан для туристов.
Перед лицом гибели
То, о чем рассказывалось выше — светлое лицо Басры, города мечты. Но есть и темная сторона, представленная теми, кто делает все для уничтожения ее чарующей природы, дарованной Богом. Это вооруженные группировки и банды, которые захватили власть в городе и целенаправленно разрушают его. Об этом писатель Назир Аль-Кундури рассказывал в своей статье «Басра и верхушка айсберга».
Проблема, на которую он проливает свет, это деление причалов в портах между партиями и группировками. Каждая группировка или партия ставит на причалах в иракских портах свои фирмы, принадлежащие только ей. Со стороны правительства не происходит никакого вмешательства, идет разграбление иракской нефти и через причалы осуществляется ее контрабанда в соседние страны или продажа ее тем, кто ведет торговлю в региональных водах, не говоря уже об использовании причалов в качестве пункта для экспорта наркотиков, идущих в огромных количествах из Ирана.
Если мы посмотрим на карту нефтяных месторождений Ирака, то обнаружим, что самые большие запасы нефти и объемы производства расположены в провинции Басра на юге Ирака.
Несмотря на то, что в течение последних четырех десятилетий Басра сильно страдала от войн, разрушений, правительственного беспредела и запущенности, она по-прежнему несет свой статус богатой земли, скрывая в своих недрах богатейшие запасы полезных ископаемых, возможно, одни из самых больших в мире.
Басра имеет самые большие месторождения нефти и, согласно официальной статистике, производит около 80% иракской нефти, экспортируемой за границу. Все это делает ее одной из самых богатых провинций Ирака. Басра может стать местом для привлечения и зарубежных, и внутренних инвестиций, а также для реализации огромного количества туристических проектов, если ей удастся преодолеть разорение и разруху.
Архитектор Фадил Махмуд в интервью лондонскому изданию Al-Arab сказал следующее: «Восстановление туристической привлекательности Басры заключается во всеобъемлющем городском планировании, включающем расширение города с числом жителей не менее двух миллионов, что указано в докладе правительству, сделанном в 2015 году иракским министерством планирования».
Басра будет жить, несмотря на тяжелые условия, с которыми она сталкивается. Ее особую привлекательность как туристического направления не смогут погубить никакие группировки. Им не под силу разграбить ее богатства и разрушить ее особый дух, который чувствуют все, кто вдыхает ее воздух и шагает по ее земле.