Визит Папы Франциска в Каир — исторический во всех отношениях. Возможно, его историческая значимость заключается в том, что он пришелся именно на то время, когда он был нужен для Египта и всего региона. Египет сейчас подвергается самым серьезным испытаниям за всю свою долгую историю, когда коптские христиане оказались притесняемыми на религиозной почве со стороны террористов. Египетское государство, в свою очередь, стоит на принципах национального единства и равенства населения, что не вызывает у египтян сомнений.
Что касается всего региона, то он оказался в ситуации жестокого испытания. Многие арабские страны сталкиваются с кризисом государства, будь то испытание ненавистной диктатурой, сепаратистские движения, внедрение террористов или иностранная интервенция со всех сторон. Помимо поднимающегося дыма и бушующих пожаров, разрушенных городов, погибших, убитых и раненых, беженцев и мигрантов, сцена арабского мира кажется примером трагедии и страданий по причине отрицания «разнообразия» населения. Это проявилось в Сирии, где между конфликтующими сторонами сложилось соглашение по обмену населением между регионами: шииты отправляются туда, где есть шииты, то же самое с суннитами. В результате мы пришли к этнической чистке в чистом виде.
Для терроризма никогда не существовало нравственной проблемы относительно взрыва автобуса в час пик. Трагический момент, которого не знали ни сунниты, ни шииты. Подобное уже повторялось несколько раз, и не нужно быть предсказателем, чтобы спрогнозировать, что это может произойти снова в не столь отдаленном будущем.
Конференцию не удалось устроить в египетской столице, и для ее проведения активисты отправились в другую страну — Кипр. Буря в тот момент уже началась, и мир перевернулся с ног на голову. Зарка аль-Ямама (досл. «голубоглазая горлица».Зарка аль-Ямама — персонаж из арабского фольклора южноаравийских племен. По легенде это была голубоглазая женщина, которая видела вдаль намного дальше других, была самой зоркой и могла заметить приближающегося противника намного раньше остальных. Но никто ей не верил, вследствие чего ее племя терпело поражения. — прим. пер.) уже предвидела одну из самых серьезных арабских проблем и надвигающуюся катастрофу грядущих лет. Несмотря на использование выражения «арабский мир», предпочитаемого арабскими националистами, Зарка аль-Ямама была более прозорливой. Она видела то, что не видели другие, и слышала то, что они не слышали. И увидела Зарка серьезные противоречия и сильное отторжение.
Известный социолог Доктор Саад ад-Дин Ибрагим был одним из тех, кого называют Зарка аль-Ямама. Он стал одним из первых, кто выдвинул проблему этнических и религиозных меньшинств в арабском мире, утверждая, что эти группы представляют собой существенную составляющую арабского мира. По оценкам, около 15% населения арабского региона представлено меньшинствами. Все военные конфликты, внутренние смуты, кровопролития и гражданские войны, которым арабский мир стал свидетелем, были вызваны игнорированием прав меньшинств и их угнетения до такой степени, что дошло даже до использования химического оружия.
Отрицание — первая из ступеней, сопровождающих путь к смерти и другим видам катастроф. В 1969 году швейцарский психолог Элизабет Кюблер-Росс выпустила свою книгу «О смерти и умирании». Она представляет собой резюме ее исследования поведения людей, которые точно знали о своей смерти, и этапах, которые они проходили за этот период. В своей книге она делит данный опыт на пять этапов:
Этап первый: отрицание. Отрицание в виде отказа от диагноза, согласно которому заболевание достигло стадии, когда конец близок. На данном этапе пациент отрицает существование этой болезни, часто думает об ошибках в диагностике или говорит, что диагноз был неверно вынесен из-за ненадлежащих медицинских анализов.
Этап второй: гнев. После того как отрицание становится бесполезным, человека охватывает состояние сильного отторжения, ненависть к здоровым людям и мысли, что было бы правильно, если бы другие испытали то же, что приходится испытывать ему.
Этап третий: торги. После упорного отказа, начинается своего рода «мягкость». Она проявляется в постоянных вопросах и иногда в желании протянуть время, узнавая, можно ли тестировать новые лекарства, несмотря на то, что люди иногда наверняка осведомлены о том, что таких лекарств не существует.
Этап четвертый: депрессия. Состояние ненавистной капитуляции перед проблемой, которое может включать в себя уход из общества с погружением в состояние глубокого горя. В конце — на пятом этапе — происходит окончательное принятие неизбежной участи, а после — некоторое удовлетворение и ожидание того, что должно произойти.
Это хорошая модель для анализа отношения человека к смерти, которая абсолютно подходит для понимания отношения наций к своему существованию и того, что будет нас ждать — некий прогресс или же полное разрушение.
Арабы уже прошли стадию отрицания, теперь они живут во взаимопроникающих стадиях гнева, торга, депрессии и ожидания. В любом случае, какой бы ни была цена, не может быть ничего дороже миллиона убитых, трех миллионов пострадавших, 14 миллионов беженцев и эмигрантов, бесчисленного множества разрушенных городов и деревень, уничтоженного культурного наследия, подорванной нравственности человеческий отношений и того, что осталось от уз дружбы и родства.
Возможно, этот визит поможет многим людям пересмотреть свою позицию в отношении университета Аль-Азхар, и воспринимать его не как «фундаменталистский очаг», а как место, где понимают всю сложность существующих реалий. Возможно, Аль-Азхар нуждается в изменениях и прогрессивных идеях, но он всегда останется одним из столпов египетского государства, от которого нельзя отказаться и который нельзя не учитывать.
С другой стороны, в вопросе борьбы с терроризмом этот визит придает Египту дополнительный статус естественного моста между Востоком и Западом, исламом и христианством, арабской исламской цивилизацией и западной.
Очевидно, что многие в регионе внимательно следят за такими событиями. Однако, в своем ожидании они упускают из виду, что для этого необходимо большее количество как географических, так и исторических факторов.
Наконец, этот визит является доказательством того, что у Египта есть возможность выйти из этого сложного испытания с поднятой головой, с учетом своего исторического опыта, когда на его земле все народы, вероисповедания, расы сосуществовали рядом, будучи снисходительными друг к другу, и знали не просто, как жить, а как жить вместе. Египет — это повозка, проделавшая путь длиной в тысячу лет от древних цивилизаций до современности и нагруженная посланиями толерантности, взаимопонимания и мира. И, несмотря на то, что некоторые из нас не восприимчивы к этому и мечтают о другом Египте, националистическом и радикализированном, скорее всего, это повозка все-таки прорвется вперед.