«Это похоже на то, что сделал Никсон», — такова была реакция сенатора от штата Пенсильвания Боба Кейси (Bob Casey) на сообщение о том, что президент Трамп уволил директора ФБР Джеймса Коми (James Comey).
Кейси, слова которого подхватили коллеги-демократы, имел в виду печально известную «субботнюю ночную резню», когда президент Ричард Никсон (Richard Nixon) уволил специального прокурора и генерального прокурора, занимавшихся расследованием Уотергейтского дела. «Резня» расследованию не помешала. Она лишь усилила призывы к импичменту Никсона.
Мы знаем, что президент Трамп известен потрясающим незнанием истории. Он недавно допустил грубейшую ошибку, выдав «перл» об основных причинах гражданской войны и, похоже, решил, что знаменитый аболиционист Фредерик Дуглас (Frederick Douglass) еще жив и «сделал потрясающую работу». И, конечно же, вполне возможно, что президент Трамп не знает и уроков Уотергейта.
Самый известный из этих уроков заключается в том, что укрывательство — всегда хуже, чем само преступление.
Мы еще не знаем всей истории вмешательства России в выборы, но внезапное увольнение директора ФБР, который вел расследование возможного сговора между Россией и избирательным штабом Трампа, вне всякого сомнения, похоже на укрывательство.
Увольнения в Уотергейтском скандале не спасли Ричарда Никсона от импичмента, и попытка избавиться от Коми не спасет Дональда Трампа от разгорающегося скандала, связанного с «российским следом».
Внезапное увольнение Коми с поста директора ФБР только привело тех, кто призывает назначить независимого прокурора, в состояние крайнего возбуждения. По словам лидера сенатского меньшинства Чарльза Шумера (Charles Schumer), если не будет назначен специальный прокурор, «все сочтут это укрывательством».
Заявления, с которым выступили республиканцы по кабельному телевидению во вторник вечером и согласно которым президент уволил Коми за то, что тот вел расследование дела об электронной переписке Хиллари Клинтон ненадлежащим образом, являются в буквальном смысле абсурдными и представляют собой циничную уловку. Представитель от штата Калифорния Эрик Суолуэлл (Eric Swalwell), высокопоставленный член постоянного подкомитета Палаты представителей по разведке, одной из комиссий Конгресса, расследующей всю эту неразбериху, связанную с Россией, назвал увольнение руководителя ФБР «резней, совершенной Трампом днем во вторник».
В своем недавнем интервью Хиллари Клинтон заявила, что Коми был причиной ее поражения на президентских выборах, поскольку накануне выборов он написал письмо, давшее толчок к возобновлению расследования дела об ее электронной переписке. Трамп, бывший в то время кандидатом в президенты, заявил, что это «сокрушительное» письмо позволило Коми спасти свою репутацию.
Он подвергал Коми критике, назвав его апологетом Хиллари за то, что тот ранее принял решение не рекомендовать выдвигать против Хиллари Клинтон обвинения в совершении преступления. По мнению многих юристов из числа демократов и республиканцев, необычные публичные высказывания Коми, назвавшего Клинтон «слишком небрежной» и при этом не выдвинувшего ей обвинений, равносильно нарушениям при ведении следствия. Белый дом заявил во вторник вечером, что именно по этой причине было принято решение уволить Коми.
Но все это нелепо. Если внезапное увольнение Коми спровоцировано его действиями, совершенными девять месяцев назад, то почему его уволили сейчас? Ведь если это было причиной, то президент должен был принять меры гораздо раньше — наверное, сразу же после вступления в должность.
Скорее всего, решение президента было спровоцировано недавним выступлением Коми на слушаниях в Конгрессе, в котором он заявил, что ему крайне неприятно от мысли, что его действия повлияли на результаты выборов. Это высказывание, вероятно, ударило президента Трампа в самое больное место. Все, что наносит удар по легитимности его избрания, дестабилизирует президента. Он не уверен в себе и, похоже, чувствует, что его положение в президентском кресле весьма неустойчиво. Поэтому напоминания о том, что он потерпел поражение в народном голосовании, вызывают у него крайнее раздражение.
Имеет значение и то, что, что он уволил директора ФБР именно тогда, когда связанный с «российским следом» скандал снова разгорелся после того, как в понедельник со свидетельскими показаниями выступила Салли Йейтс (Sally Yates). Голова Йейтс уже полетела, но Коми по-прежнему находился в самом эпицентре этого крайне напряженного расследования. Учитывая, что расследования «российского следа», проводимые Палатой представителей и Сенатом, едва сдвинулись с мертвой точки, увольнение Коми сейчас может помочь «пустить под откос» и расследование ФБР.
И если судить по немедленной реакции, это увольнение оказало обратное действие. В течение нескольких часов зазвучали настойчивые и единодушные призывы назначить независимого прокурора.
Точно так же, как и сравнения с действиями Никсона. Правда, во время Уотергейта демократы и республиканцы фактически объединили усилия, чтобы спасти страну от коррумпированного Белого дома. Сегодня же такое единое благоразумие представителей обеих партий не представляется возможным.
Страна заслуживает того, чтобы знать, что происходило между избирательным штабом Трампа и Россией. Конгрессу нельзя доверять в том, чтобы он докопался до сути возможного сговора. Вмешательство России нанесло удар в самое сердце демократии. Едва ли есть что-то более серьезное, чем попытки могущественного иностранного государства повлиять на голосование в США.
Сейчас ФБР находится в тяжелом положении. Если новый директор не найдет никакого «российского следа», его наверняка заподозрят в попытке обелить тех, кто совершал неблаговидные поступки. Авторитет и репутация этого ведомства, стремящегося держаться подальше от политики, и так уже изрядно пострадали в результате действий Коми во время избирательной кампании.
Уровень доверия общественности к институтам власти очень низок. Увольнение Коми лишь усилит цинизм. Назначение независимого прокурора сейчас и необходимо, и неизбежно.