Мощный российский преступный синдикат, который обвиняют в отмывании сотен миллионов долларов в разных странах мира, по всей видимости, переправлял большие деньги через 30 счетов в канадских банках.
Авторы журналистского расследования CBC News несколько месяцев выслеживали людей и компании, связанные с этими счетами, и выяснили, что отправленные в Канаду два миллиона долларов были распределены среди нескольких получателей, начиная с менеджера по боксу в Монреале и кончая строительной компанией в Калгари.
Многие из них выразили удивление в связи с тем, что предоставленные CBC документы свидетельствуют о наличии схемы по отмыванию этих денег.
Кроме того, несколько зарегистрированных в Канаде компаний также перевели 17,6 миллиона долларов с канадских на зарубежные счета, к которым имеет отношение вышеупомянутый преступный синдикат. Об этом свидетельствуют документы, указывающие на сотни денежных переводов из Канады и в нее, которые были сделаны в период с 2008 по 2013 годы.
Тот факт, что деньги из изощренной российской схемы налогового мошенничества оказались в Канаде, и что это подтверждается многочисленными документами, стал настоящей сенсацией, говорит адвокат из Торонто Линкольн Кейлор (Lincoln Caylor), специализирующийся на сложных делах о мошенничестве и изучивший эти документы.
«Очень немногие люди могут подумать, что Канада является надежным убежищем для денег, полученных преступным путем», — заявил он.
«Мы обнаружили трубу»
Свое расследование CBC News начала после того, как получила тысячи страниц документов, собранных живущим в Британии бизнесменом и руководителем инвестиционного фонда Hermitage Биллом Браудером (Bill Browder), которого многие считают одним из наиболее успешных иностранных инвесторов в России.
Браудер говорит, что в 2007 году его компании захватил синдикат организованной преступности, возглавляемый боссом российского преступного мира Дмитрием Клюевым.
Затем захваченные компании использовались для совершения одного из самых скандальных финансовых преступлений в современной российской истории, участники которого разработали мошенническую схему по возврату налоговых платежей на сумму 227 миллионов долларов, а затем разделили эти деньги и быстро вывели их из России в другие юрисдикции.
Следствие по делу о предполагаемом отмывании денег ведется в нескольких странах, а против самого Клюева американское государство ввело санкции. Его включили в список из десятка россиян, поименованных в американском законе, который запрещает им въезд в США и хранение там своих активов.
Этот закон, введенный в действие в 2012 году, обычно называют законом Магнитского, названным по имени российского юриста Сергея Магнитского, которого Браудер нанял для расследования налогового мошенничества. В 2009 году Магнитского избили до смерти в российской тюрьме. А арестовали его те самые чиновники, которых он обвинял в совершении преступления.
В прошлом месяце аналогичный закон приняла Британия. В Канаде комитет по иностранным делам палаты общин недавно порекомендовал своей стране сделать то же самое.
Браудер со своей командой весь прошлый год добивался принятия этого закона и внимательно отслеживал движение денег по всему свету.
Такие действия осложняются тем, что отмывающие деньги преступники перемещают средства по нескольку раз, смешивая их с деньгами на других банковских счетах, порой полученных от иных преступлений. В результате получается сложная паутина, распутать которую следователям очень непросто.
Перевод денежных средств через Канаду не вызывает большой тревоги, в отличие от других юрисдикций, говорит бухгалтер-криминалист из Торонто Джонатан Куперман (Jonathan Cooperman), получивший возможность просмотреть документы.
«Это не Каймановы острова, не Белиз и не Швейцария. Люди считают, что Канада это вполне безопасная и благополучная страна», — заявляет он.
Собранные Браудером документы показывают, что большое количество денег проходило через те самые счета, через которые, по его мнению, отмывался возврат налога Hermitage. В связи с этим он полагает, что нащупал нечто большее, нежели отмытые 227 миллионов.
«Мы обнаружили не просто отмытые доходы от одного совершенного преступления, мы обнаружили целую трубу», — заявляет Браудер.
Куда шли деньги
Те документы, которые просмотрели журналисты CBC News, собраны в основном из свидетельских показаний по делам об отмывании денег в других странах. Они указывают на то, что некоторые зарегистрированные в Канаде компании переправляли миллионы в один литовский банк, который Браудер считает частью денежного трубопровода, и который к настоящему времени уже закрыт.
Компания в Нью-Брансуике
— 16,3 миллиона долларов в рамках 69 операций в период с 2008 по 2010 годы
Самую крупную сумму с канадским следом отправила из Канады компания, зарегистрированная в Нью-Брансуике, у которой банковский счет в Эстонии и директор из Южной Африки. CBC News не сумела найти свидетельств того, что эта компания занимается каким-то бизнесом. Ее документация указывает на то, что она находится в процессе расформирования.
Куперман говорит, что столь сложная корпоративная структура может являться классической схемой по отмыванию денег.
«Канада несет свою долю ответственности за то, что у нее не совсем прозрачная система корпоративной собственности, — отмечает он. — Есть корпорации, о реальных владельцах которых мы ничего не знаем, и через них проходят эти деньги».
Предельно ясно, что значительные суммы переводились и в Канаду.
Некоторые люди, с которыми связались журналисты СВС, рассказывали, что получали деньги в оплату услуг или товаров. Как минимум один из них сказал, что не в его привычках спрашивать клиентов, где они берут деньги, чтобы расплачиваться с ним.
Некоторые вообще не захотели рассказывать, за что они получали деньги.
По словам Кейлора, вполне возможно, что некоторые получатели денег понятия не имели, что они невольно помогают отмывать денежные средства.
«Может быть, кого-то из них просто одурачили в процессе отмывания денег. Может быть, кто-то из них знал об этой схеме и был знаком с ее соучастниками, отмывавшими доходы от преступной деятельности».
Два пути в Канаду
Документы показывают, что деньги приходили в Канаду двумя путями.
Более 300 тысяч долларов было переведено сюда почти напрямую из России через два банковских счета на Кипре, которые принадлежат Дмитрию Клюеву. Деньги получили четыре канадские компании.
Гораздо большая сумма — около 1,6 миллиона долларов — попала в Канаду более сложным путем через ныне не функционирующий литовский банк UKIO.
Эти средства поступили на счета двух десятков канадских граждан и компаний в крупных банках страны, таких как Royal Bank, CIBC и TD Bank.
Журналисты CBC News связались с некоторыми людьми и компаниями, получившими самые крупные суммы денег либо участвовавшими в нескольких операциях.
Arum Construction
— В 2011 году получила с Кипра 144 371 доллар
— В 2011 году перевела в Литву 146 660 долларов
Эта компания зарегистрирована в Альберте, но у нее также есть официальный адрес в Москве. Документы показывают, что Arum Construction получила деньги спустя два месяца после своего создания. Прошло два года, и она закрылась. Регистрировавший эту компанию юрист из Калгари рассказал, что сделал это по указанию своего кипрского клиента, чье имя он не стал называть.
Hercules Tire International
— В 2011 году получила с Кипра 87 883 доллара
Эта компания по экспорту шин, работающая в Китченере, провинция Онтарио, занимается поставками по всему миру. Деньги она получила четырьмя переводами. Ее новым владельцем стала американская фирма, купившая Hercules Tire International в 2014 году. Американцы указали, что данные операции были совершены до того, как они приобрели канадскую компанию.
Haribol Enterprises
— В 2011 году получила с Кипра 20 019 долларов
Консалтинговая компания морских перевозок Burnaby отмечает, что эта сумма соответствует счету на оплату, направленному в 2011 году одной московской фирме за транспортно-экспедиторские услуги. Эту российскую фирму открыла и в том же году закрыла женщина, чья фамилия фигурирует в учредительных документах еще 19 компаний. Это подтверждают результаты поисков в московских реестрах. Владелец Haribol Enterprises сказал, что в его выписке из банковского счета не указано, откуда поступили деньги.
Melrose International Trading
— В 2008 году получила с Кипра 69 945 долларов
— В 2009 году получила из Литвы 203 224 доллара
Этот монреальский экспортер замороженного мяса, торгующий по всему миру, подтвердил, что счет в банке RBC, на который поступили средства, принадлежит ему. Однако он заявил, что никогда не слышал о кипрских компаниях, оплачивавших эти счета. Компания утверждает, что действовала в полном соответствии с законом.
Куперман считает, что бизнесмены должны требовать четкую документацию, показывающую прохождение денег, и строже спрашивать с клиентов, если они производят оплату не из той компании, которая указана.
«Они рассчитывают на то, что получат деньги от вполне определенной компании, которая указана в документах, а потом получают их от другой фирмы. Они должны спрашивать, почему с ними расплачивается другое юридическое лицо, и требовать логических объяснений».
Большую часть денежных переводов получали компании, однако часть средств была переведена частным лицам.
Клара Рева
— Девять переводов из Литвы за 2008 год на сумму 345 595 долларов
Это самая большая сумма, переведенная частным лицам и компаниям, упомянутым в документах. Ипотечные записи показывают, что в том же году она купила в Монреале дом за 410 000 долларов, хотя сама жила в Казахстане. В сделке на покупку недвижимости от ее имени выступала дочь Анна Рева, которая живет в Монреале.
Когда Анну Реву спросили о покупке дома, она ответила по электронной почте, что ей нечего добавить.
9214-1472 Quebec Inc.
— В 2010 году получила 188 930 долларов из Литвы
Директорами этой компании являются Клара Рева и Анна Рева, которая работает агентом боксеров в Монреале. В 2010 году эта компания получила четыре платежа. В том же году она купила и продала коммерческое и жилое здание на Бишоп-стрит в центре Монреаля стоимостью семь миллионов долларов.
Когда с Анной связались журналисты СВС, она сообщила, что в то время ей одолжили деньги друзья и родственники. Вместе с тем, она заявила, что потрясена намеками на то, будто эти деньги могут быть связаны с преступностью. Анна заявила, что не делала ничего противозаконного.
Сейчас нет никаких указаний на то, что отправители и получатели денег знали о их криминальном происхождении. Однако такие эксперты как Кейлор говорят, что эту информацию надо изучить тщательнее.
Лоббирование за санкции
Браудер решил, что делом всей его жизни должна стать месть за страшную смерть Магнитского. Он продолжает выслеживать украденные 227 миллионов долларов и ведет лоббистскую деятельность, призывая правительства к введению санкций и к заморозке счетов тех, кто разделил это богатство.
«В таких странах как Россия совершаются преступления, и в связи с этими преступлениями там пытают и преследуют людей. Канада не должна иметь к этому никакого отношения», — говорит Браудер.
Настойчивость Браудера в отслеживании денег привела к тому, что Европа арестовала активов на десятки миллионов долларов.
На следующей неделе в Нью-Йорке должен состояться суд по делу об отмывания денег, и сторона обвинения утверждает, что часть украденных в России денег была вложена в недвижимость на Манхэттене. В доводах обвинения есть указания на те самые банковские счета, через которые деньги шли в Канаду.
Кейлор и Куперман вошли в число канадских экспертов, предложивших свои бесплатные услуги и помощь в том, чтобы добиться от канадской полиции возбуждения уголовного дела.
В январе Браудер со своими помощниками вылетел из Лондона в Оттаву, где у него состоялась встреча с генеральным директором национальной разведки полиции, во время которой он передал канадской стороне пакет документов, связанных с этой страной.
«У канадской полиции есть возможности, чтобы глубоко покопаться в этом деле. По сути дела, это нить. Мы отдали им эту нить, и теперь хотим, чтобы они потянули за нее и посмотрели, что вылезет наружу», — говорит он.
Канадская полиция заявила, что ей известно о данной проблеме, но не стала сообщать, начала она расследование или нет.
Браудер не испытывает никакого сочувствия к тем, кто считает, что отмывание денег это не опасное преступление, в котором нет жертв.
«Меня больше всего тревожат те люди на Западе, которые все понимают, но молчат. В определенном смысле я хочу, чтобы эти люди были наказаны даже суровее, чем русские».