До дома директора по транспорту Авдеевского коксохимического завода Руслана Колисова вечерами часто доносятся звуки войны на востоке Украины.
Войну слышно хорошо, потому что дом Колисова находится всего в полутора километрах от промышленной зоны Авдеевки, которая уже долгое время является одним из главных объектов войны на востоке Украины.
В темное время суток он часто видит вспышки. После этого он начинает отсчитывать время до появления звуков взрыва.
«Я довольно хорошо могу определить, куда попал снаряд. Сразу могу сказать, произошел ли взрыв на территории, где мы обязаны проводить ремонтные работы», — говорит он.
Это его особенно интересует. Колисов входит в число тех людей, которым по очереди приходится отправляться на проверку проводов электропередач на территорию между фронтовыми линиями.
Задача важная. Большой Авдеевский коксохимический завод и весь город получают электричество по четырем линиям электропередач, которые проходят над фронтом. Авдеевка, которая находится под контролем правительства Украины, получает электричество — по крайней мере, пока — из Ясиноватой и Макеевки, которые находятся под контролем повстанцев, которых всячески поддерживает Россия.
Задача является опасной для жизни. Часто стрельба начиналась даже несмотря на то, что все должны были знать о присутствии между фронтовыми линиями группы, ведущей проверку и ремонт. На территории часто встречаются мины. Многие электромонтажники погибли.
У линии фронта используют тяжелое вооружение. Россия поддерживает повстанцев, в том числе, и оружием. Авдеевку обстреливают не только артиллерийским огнем и гранатами, но и ракетами системы «Град».
Война на востоке Украины началась поздней весной 2014 года. С тех пор линии электропередач часто получают повреждения.
«Мы ездили туда уже около 200 раз», — говорит Колисов.
Сначала поступали так: коксохимический завод просил армию Украины не стрелять, а по другую сторону фронта прекратить огонь просила энергетическая компания ДТЭК. Оба предприятия принадлежат олигарху Ринату Ахметову.
Однако сообщение не доходило, например, до далеко расположенной артиллерии.
В прошлом году правила были ужесточены, поскольку прежний способ действий оказался слишком опасным. Теперь у обеих сторон запрашивают документ о временном прекращении огня, а также требуют подтверждения у общего центра командования, который следит за соблюдением временного режима прекращения огня. В него входят украинские и российские офицеры.
«Несмотря на это, работу все еще нельзя называть безопасной. Нас обстреливали и в нынешнем году».
Долгое время к линиям электропередач ездили на черной Hyundai Sonata, легковом автомобиле. На ней совершили больше 150 поездок, хотя для бездорожья машина не предназначена и довольно тесна.
«Ее называли счастливой машиной, ни на чем другом ехать не хотели. Я тоже называл ее счастливой машиной, хотя понимал, что помогало то, что все запомнили машину и знали, кто и по каким делам на ней едет».
Теперь поездки осуществляются на микроавтобусе УАЗ. Он уже зарекомендовал себя менее надежным, чем Hyundai. Однажды, например, он не смог завестись, когда начался артиллерийский обстрел, а Колисов осматривал поврежденные линии электропередач.
«Российская машина. Это была очень напряженная ситуация. Водитель, к счастью, был профессионалом и, в конце концов, смог ее завести».
Теперь в поездках используются бронежилеты.
«Их начали использовать в этом году, надевают под куртки. Сверху надевают форму предприятия, на которой отчетливо изображен его логотип. На голове — белая пластиковая каска».
Сам Колисов долгое время относился к бронежилетам с недоверием. На территории между линиями фронта надо выглядеть, как гражданский, а бронежилеты могут вызвать подозрение.
Колисов будет продолжать ремонтировать линии электропередач, хотя эти поездки всегда небезопасны.
Если линии электропередач не ремонтировать, город и завод останутся без электричества. Коксохимический завод является одним из крупнейших в Европе.
«Жители Авдеевки знают, что город существует только благодаря заводу. Если его закроют, здесь ничего не останется».
Потом он начинает смеяться.
«Я вызвался в этом участвовать, потому что я — местный и, поскольку увлекаюсь мотокроссом, знаю все маршруты, тропинки и дороги», — говорит он.
«Я ведь директор по транспорту. Изначально ничего не знал о линиях электропередач, но сейчас всему научился».
Разграничение электросетей
Государственная электрокомпания «Укрэнерго» прекратила подавать электроэнергию в Луганск, который контролируют повстанцы, поддерживаемые Россией. По мнению компании, электричество не оплачивалось в течение трех лет.
С тех пор Луганск получает электричество от России или от так называемой Донецкой народной республики.
«Укрэнерго» планирует прекратить электроснабжение Донецка, но не будет это делать, пока Авдеевка использует электросети, находящиеся под контролем Украины.