Юристы президента Трампа говорят, что доходы из российских источников или задолженности россиянам в его налоговых декларациях не фигурируют. За исключением 95 миллионов долларов, которые заплатил за принадлежавшую Трампу недвижимость во Флориде российский миллиардер, и 12,2 миллиона долларов в виде выплат, связанных с проведением в 2013 году конкурса «Мисс Вселенная» в Москве.
Эти заявления содержатся в письме, которое направили Трампу два юриста — Шери Диллон (Sheri Dillon) и Уильям Нельсон (William Nelson) — и которое Белый дом опубликовал в пятницу. На это письмо президент сослался в интервью журналисту NBC News Лестеру Холту (Lester Holt) в качестве доказательства того, что никаких тайных финансовых связей между ним и Россией не существует.
Но, по их словам, эти суммы были «несущественными», и в налоговых декларациях они не проходили бы как доходы из российских источников.
Адвокаты отметили, что отчет охватывает лишь период с 2005 года, когда их юридическая фирма Morgan Lewis&Bockius начала представлять интересы Дональда Трампа и его компании Trump Organization. Также из-за сложности оформления международных финансовых операций до сих пор не выяснены многие вопросы — например, получал ли Трамп или его фирмы доходы или кредиты от российских компаний, зарегистрированных в других странах.
Подробности, изложенные в письме, в основном соответствуют тому, что говорили в последнее время в своих интервью сыновья Трампа Эрик и Дональд-младший о доходах, связанных с российскими компаниями.
Они признали значительную прибыль, полученную в 2008 году от продажи особняка Maison de L'Amitie («Дома дружбы»), занимающего огромную территорию на побережье в Палм-Бич (штат Флорида), который семья Трампа приобрела в 2005 году приблизительно за 41 миллион долларов. Покупателем стал российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев.
Сыновья Трампа также признали, что состоятельные россияне часто участвуют в торгах и покупают жилье в кондоминиумах, которые строит компания Trump Organization. Это никак не вяжется с заявлением юристов о том, что прочие доходы от продажи недвижимости россиянам были несущественны. Но, учитывая то, как действуют правила снижения стоимости недвижимости с учетом износа, возможно, что доходы от индивидуальной продажи могли отображаться таким образом, что оснований для взимания налога на основной доход не возникало.
В декларациях о доходах, которые Трамп подавал раньше, тоже нет никаких сведений, указывающих на то, что корпорации, контролируемые им непосредственно или полностью находящиеся в его собственности, брали кредиты в российских банках.
Но корпорация Trump Organization все еще может выступать в качестве инвестора других компаний, в которых Трамп не является единственным или основным владельцем и которые имеют российские долги. Информация о таких кредитах никогда не разглашалась, поскольку в налоговой декларации, представленной в ходе избирательной кампании, указана только полная информация о займах, предоставленных компаниям, которые он контролирует, а весь список потенциальных кредиторов остается неизвестным.
Некоторые специалисты по налоговому законодательству подвергли сомнению основные части письма — например, то, каким образом юристы определяли «российские» источники доходов и «российских» кредиторов. В России крупные компании для проведения деловых операций за границей часто используют дочерние фирмы в других юрисдикциях — например, на Кипре, в Нидерландах и на Британских Виргинских островах. Кроме того, неясно, что юристы имели в виду, утверждая, что в налоговых декларациях никакие доходы, поступавшие из российских источников, не «отражены».
«Придется глубоко копать и изучать бухгалтерские книги и отчетность нижестоящих компаний, чтобы увидеть компоненты» различных источников дохода, говорит профессор налогового права из университета Южной Калифорнии Эдвард Клейнбард (Edward Kleinbard). Не видя отчетности о реальных доходах, «утверждать, что контрагенты ТТО не являются „российскими″, действительно бессмысленно», говорит он, используя сокращенное название корпорации Трампа (The Trump Organization).
В интервью Холту Дональд Трамп сказал, что направил заверенную копию письма сенатору Линдси Грэму (Lindsey Graham), республиканцу от штата Южная Каролина, который поставил вопрос о деловых отношениях Трампа с Россией.
Во время интервью президент говорил о продаже недвижимости во Флориде и проведении конкурса «Мисс Вселенная», но заявил, что письмо — «из одной из самых престижных юридических фирм в стране» — показало, «что к России я не имею никакого отношения».
«У меня есть официальное письмо — просто чтобы вы поняли, — сказал Трамп. — Я говорю это не просто так».