В это воскресенье, 14 мая, в Северном Рейне — Вестфалии пройдут земельные выборы. В Германии их называют «малыми всеобщими» или генеральной репетицией голосования 24 сентября, когда в ФРГ будут избирать новый состав бундестага, а он после этого — канцлера.
Основную борьбу в этой федеральной земле ведут Ханнелоре Крафт (Hannelore Kraft) из Социал-демократической партии Германии (СДПГ), которая хочет остаться премьер-министром, и христианский демократ Армин Лашет (Arnim Laschet), претендующий на этот пост. Но от исхода этой дуэли во многом зависят и шансы кандидатов в канцлеры Германии — председателя Христианско-демократического союза (ХДС) Ангелы Меркель (Angela Merkel), возглавляющей сейчас правительство страны, и ее социал-демократического соперника Мартина Шульца (Martin Schulz).
Парламентские выборы в федеральных землях всегда имеют региональную специфику, но и существенный общенациональный аспект.
Связано это с тем, что при всей силе немецкого федерализма ключевую роль в землях играют не ландтаги, законодательные полномочия которых все же изрядно ограничены, а местные правительства и их председатели. Именно представители исполнительной власти заседают в Берлине, в бундесрате — влиятельной палате федеральных земель.
От расстановки политических сил в бундесрате зависит судьба многих начинаний центрального правительства, затрагивающих интересы федеральных земель. Поэтому и избиратели в землях на местных парламентских выборах думают не только о будущем составе своего ландтага, но и о политике, которые проводят те или иные партии на федеральном уровне.
Почему так важны выборы именно в Северном Рейне — Вестфалии?
По площади Северный Рейн — Вестфалия — только четвертая из 16 федеральных земель ФРГ, но по численности населения — первая. Здесь проживает почти четверть всех немецких избирателей — более 13 миллионов. Поэтому их вотум на земельных парламентских выборах считается особенно репрезентативным показателем электоральных настроений во всей Германии. Близки к средним по стране и экономические данные, правда, уровень безработицы здесь чуть выше, рост ВВП чуть ниже, а пробки на автобанах заметно длиннее.
Вместе с тем, структура избирателей в Северном Рейне — Вестфалии существенно отличается от жителей других регионов. Здесь намного выше доля городского населения (10 из 20 крупнейших немецких городов находятся в этой земле), больше занятых на промышленных предприятиях, здесь непропорционально много штаб-квартир крупных концернов.
В прошлом расстановка политических сил в Северном Рейне — Вестфалии не раз становилась моделью для центрального правительства. Так, в 1966 году здесь было сформировано правительство из социал-демократов и либералов — предвестник социал-либеральной коалиции Вилли Брандта (Willy Brand).
Правительственный союз социал-демократов и «зеленых», который с 1998 года возглавлял Герхард Шрёдер (Gerhard Schröder) также был заранее опробован в Дюссельдорфе. Поражение же социал-демократов на выборах в Северном Рейне — Вестфалии в мае 2005 года через несколько месяцев стало началом эры Ангелы Меркель.
Что говорят последние опросы?
На места в дюссельдорфском ландтаге претендует 31 партия, но шансы пройти в него или остаться имеют только шесть: СДПГ, ХДС, либеральная СвДП, "Союз-90"/"зеленые«, посткоммунистическая Левая партия и правопопулистская «Альтернатива для Германии».
Четыре последние партии имеют в опросах рейтинг от 6 до 13 процентов (СвДП). А вот социал-демократы и консерваторы идут практически вровень: по 31-33 процента. Одни социологи видят на один-два процентных пункта впереди СДПГ, другие — ХДС. Но ни один из опросов не сулит сохранения у власти земельного правительства в прежнем составе, то есть, социал-демократов с «зелеными».
Тройственные коалиции (СДПГ-«зеленые»-либералы, СДПГ-«зеленые»-посткоммунисты или ХДС-«зеленые»-СвДП) считаются в Северном Рейне — Вестфалии крайне маловероятными. Реалистичным остается вариант так называемой «большой коалиции» консерваторов и социал-демократов, действующей и на общефедеральном уровне. Главная интрига в том, какая из этих двух партий придет к финишу в это воскресенье первой и тем самым сможет претендовать на пост премьер-министра.
Шанс для Мартина Шульца?
Для социал-демократов Северный Рейн — Вестфалия имеет почти такое же значение, как для Христианско-социального союза (ХСС) Бавария. Это оплот СДПГ. За последние полвека был только один эпизод (с 2005 до 2010 года), когда кресло земельного премьер-министра в Дюссельдорфе занимал консерватор.
Если и в этом году оно достанется представителю ХДС, то шансы социал-демократов осенью сместить с поста канцлера Ангелу Меркель станут еще меньше. Они и сейчас уже невелики. Согласно опубликованным в четверг, 11 мая, результатам опроса института Infratest dimap, разрыв между ХДС/ХСС и СДПГ на общефедеральном уровне снова начал расти, причем, ускоренными темпами.
За консерваторов готовы голосовать 37 процентов избирателей (+ 3 по сравнению с апрелем), за социал-демократов — 27 (- 4). Разница в личном рейтинге Ангелы Меркель и Мартина Шульца тоже увеличивается. 63 процента (+ 1) симпатизируют канцлеру, 42 процента (- 6) — ее сопернику.
Успех социал-демократов в Северном Рейне — Вестфалии мог бы остановить негативный для них тренд, поражение — третье подряд на земельных выборах после неудач в Сааре и Шлезвиг-Гольштейне — наоборот, усилить. «Если СДПГ займет на выборах второе место, — считает, например, знаток немецких партий Оскар Нидермайер (Oskar Niedermayer), — Мартин Шульц сможет похоронить свои надежды занять пост канцлера». Тем более, что сам он родом из этой федеральной земли.