Безумная идея? Вовсе нет, об этом стоит подумать. Инициативный комитет из Фрибура «Generation Nomination» («GeNomi») предлагает заменить привычные парламентские выборы на своего рода «лотерейную демократию». Наш репортаж.
«Работа на полставки с доходом 120 тыс. франков в год! Как вам такая вакансия?» Этот вопрос можно было увидеть на агитационном буклете, который Шарли Паш (Charly Pache), координатор инициативной группы «GeNomi», и Николя Локателли (Nicolas Locatelli), один из активистов, раздавали в центре Фрибура на площади Пляс Питон (Place Python). Вопрос был сформулирован в ироничном ключе, однако в подоплеке у него содержится весьма серьезная проблематика, связанная ни много ни мало с возможным альтернативным форматом функционирования демократии в Швейцарии.
Ведь народная законодательная инициатива, в пользу которой агитируют Шарли Паш и Николя Локателли, называется «Für einen repräsentativen Nationalrat» («За репрезентативный Национальный совет») и предлагает она отказаться от привычных парламентских выборов и перейти к формированию национального депутатского корпуса на основе жребия/лотереи. Что же касается 120 тыс. франков в год, то столько сейчас в Швейцарии получает средний депутат. В эту сумму включены как зарплата, так и деньги на содержание аппарата помощников.
Упоминание же «работы на полставки» намекает на то, что официально парламент в стране непрофессиональный, и депутаты, избравшись в Берн под своды Федерального дворца, не прекращают работать по своей основной специальности. Да и в самом деле, 120 тыс. в год — это не те деньги, которые позволяют здесь заводить себе виноградники и строить «дома для уточки». Хорошие деньги — но ничего необычного. Так, может быть, депутатство по жребию — это самый разумный выход в ситуации, когда парламентское кресло является не пропуском в финансовый рай, а довольно нудной и не самой гламурной работой?
На площади Пляс Питон сегодня работает традиционный еженедельный рынок, так что народу вокруг много. Шарли Паш и Николя Локателли пытаются налаживать контакты с гражданами, вовлекать их в беседы на актуальные темы. Депутатство по жребию? Когда все покупки сделаны, а погода располагает, почему бы не остановиться и не порассуждать о «судьбах родины»? Активисты группы «GeNomi» говорят, что, по их мнению, сегодняшний швейцарский Национальный совет не является настоящим репрезентативным представителем интересов всех жителей Швейцарии, а потому и задачу обеспечения равного политического представительства такой парламент не выполняет, что для демократии становится очень серьезной проблемой.
«Сегодняшний среднестатистический депутат Национального совета — это, как правило, мужчина лет пятидесяти с высшим образованием и в высоких армейских чинах. В реальности же многие группы населения не ощущают, что такие люди по-настоящему способны отражать их интересы в политике. Они ощущают себя оттесненными на обочину, забытыми и не понятыми. Это касается, к примеру, молодежи и женщин», — описывает Шарли Паш ситуацию. Его собеседницы, две девушки в возрасте чуть за 20, слушают его с выражением неподдельного интереса на лице.
Жребий же «сразу обеспечит всем гражданам равные возможности, потому что стать депутатом парламента сможет тогда в День Выборов буквально каждый. Парламент будет более репрезентативным, в нем действительно будет представлен срез всего общества, а не только лоббистские группы и элитарные слои, обладающие ресурсами как финансовыми, так и административными. Случайно избранный депутат никому не будет обязан своим местом, потому и решения свои он станет принимать более независимо, руководствуясь идеями общего блага, а не эгоизмом и частными интересами», — уверен Ш. Паш.
Однако в итоге все его красноречие оказывается впустую потраченным временем. Позитивной реакции со стороны девушек не заметно, скорее, наоборот. «Ну, так что вы обо все этом думаете? Вы бы поставили бы подпись под такой инициативой?». «Я не знаю, что и сказать», — отвечает одна. «Мы вообще-то не очень интересуемся политикой», — добавляет подруга, и обе затем уходят восвояси. Мужчина лет 70-ти выслушивает вполуха аргументы Николя Локателли, но взять агитационный флайер решительно отказывается.
Его мнение однозначно: «Безумие это, а не политическая инициатива! Что только у вас в голове-то творится?», — говорит он и уходит, возмущенно что-то бормоча себе под нос. Забегая вперед отметим, что такое резко негативное мнение осталось на сегодня исключением. Несмотря на то, что и в недоумении, и в скептических оценках, недостатка не было, преобладающими у прохожих были все-таки любопытство и интерес. Депутат по жребию? В целом нестандартно! Но насколько это можно будет реализовать на практике?
Интересная идея, которую стоит обдумать?
«Нормальные парламентские выборы — это самая лучшая система. Что будет, если назначать депутатов по жребию? Это значит, что в парламент придут неподготовленные люди, которых нужно будет еще обучать профессии парламентария и которые будут легко поддаваться на манипуляции со стороны могущественных «капитанов экономики», — говорит проходящий мимо мужчина, и затем вдруг разражается целой тирадой с критикой в адрес нынешнего швейцарского парламента, который «весь находится в руках лоббистов и крупных концернов». По его мнению, политическая система Швейцарии только «с виду демократична, а на самом деле у тех, у кого нет денег, нет ни единого шанса быть избранным в парламент».
Человек уходит, но через несколько минут он возвращается и спрашивает Шарли Паша и Николя Локателли, может ли он оставить им свой адрес: «Я хотел бы как-то поучаствовать в вашей работе, когда вы, например, будете организовывать дебаты или какие-то другие мероприятия. Но у меня нет интернета, поэтому не могли бы вы написать мне обычное письмо?». Интерес проявляют и другие прохожие. «Дайте мне сразу несколько флайеров. Я знаю много разных людей, которых скорее всего заинтересует этот проект», — говорит молодая женщина, и добавляет, что она бы и подписалась под инициативой, потому что по сути она со многим согласна. «Но сначала я хочу побольше узнать об этом и почитать. Обязательно зайду на ваш веб-сайт и внимательно прочитаю текст инициативы».
Еще один мужчина говорит, что он уже кое-что слышал об этой идее, но что пока у него окончательного мнения не сформировалось. На Николя Локателли он буквально обрушивает шквал вопросов. Ответы он выслушивает очень внимательно, с чем-то спорит, с чем-то соглашается — и в какой-то момент оказывается, что это бывший депутат парламента города Фрибур. Прощаясь и уходя, он замечает: «Интересная идея, мне стоит ее серьезно обдумать».
Уникальное «ноу хау»
Еще один прохожий, молодой мужчина, настроен решительно. «В принципе, я согласен: сегодня депутаты парламента слишком сильно повязаны разными лоббистскими интересами, и это уже постепенно становится серьезной проблемой. И я считаю, что депутат должен иметь определенный интеллектуальный багаж, и что специфические навыки ему тоже иметь необходимо, а иначе как он сможет принимать решения по вопросам, которые становятся все сложнее и сложнее»?
С другой стороны, говорит он, в Швейцарии граждане уже привыкли решать на референдумах довольные непростые вопросы. И если люди способны прийти и проголосовать, предварительно приняв сознательное решение, то почему они не смогут делать то же самое, став парламентариями? Кроме того, и это действительно очень сильный аргумент, выбранные по жребию «слуги народа», согласно инициативе, будут проходить годовую профессиональную подготовку, обладая, к тому же возможностью, принимая действительно важные решения, консультироваться с признанными экспертами.
В дебаты встревает молодая девушка. «Все это выглядит немного утопично. Годовые профессиональные курсы — этого точно не будет достаточно для того, чтобы получить необходимые для депутатской деятельности опыт и навыки. Что же касается нынешних депутатов, то мне они представляются, вне зависимости о того, поддерживаю ли я их программу или нет, довольно компетентными». «А вы уверены?», — спрашивает ее Шарли Паш. Поразмыслив, молодая женщина отвечает со смехом: «Ну, наверное, это я сама живу в утопии и отстала от жизни».
День завершается. Первый опыт контакта с людьми на улице оказался для активистов «GeNomi» очень полезным и поучительным. Напомним, для того, чтобы вынести народную законодательную инициативу на референдум в Швейцарии нужно в течение 18-ти месяцев собрать 100 тыс. действительных подписей граждан. Шарли Паш и Николя Локателли проделанной работой довольны.
Сбор подписей, на самом деле, это очень непростая задача, но в своем успехе они уверены, ведь сражение Давида против Голиафа тоже сначала казалось «невыполнимой миссией». Уже скоро они намереваются запустить информационную компанию, которая продлится весь 2017 год. А там дальше будет видно! И какой бы ни была судьба их инициативы, ясно одно — навыки ведения политической работы на уровне избирательного базиса относятся к «ноу хау», выработать который можно только на практике.