Кремль был бы в большом восторге по поводу фотографий, но, в конечном итоге, все это были лишь снимки. История — это совокупность обманчивых изображений и ложных предположений. Фотографии, сделанные во время подписания пакта Молотова-Риббентропа, продолжают оставаться показательными, однако они являются блестящим примером того, что в современных совершенно невнятных комментариях обозначается термином «плохая оптика». Тот пакт, на котором стоят подписи нацистской Германии и сталинского Советского Союза, заставил одного британского чиновника заявить о том, что в результате все «измы» стали достоянием истории.
Поскольку политические комментаторы стали специалистами-любителями в области оптики, одержимость по поводу того, как освещаются происходящие события, начала проникать на страницы популярных газет. Представители всех политических спектров с ужасом констатируют, что поезд Трампа вновь значительно отклонился от прямого пути, игнорируя тем самым складывавшуюся в течение десятилетий практику в отношении старых врагов. Плохая оптика!
Следовало бы обратить внимание на предсказуемость всего этого. С одной стороны, встреча Лаврова с Трампом в Белом доме была скучной. С другой стороны, она была воспринята как облегчение. Враждебность между Россией и Соединенными Штатами стала надомным промыслом для представителей академической среды, специалистов и теоретиков, а временами она даже превращалась в целый промышленный комплекс.
Если мечи можно перековать на орала, то это хорошо. Но это не хорошо для людей оптически ненормальных и подозрительных. По словам имеющего подобные проблемы сенатора-демократа Дика Дурбина (Dick Durbin), «президент Трамп на этих фотографиях обменивается рукопожатиями с русскими, а Кремль радостно размещает эти снимки в Twitter, делая их доступными для всего мира».
Это, несомненно, был шанс для Лаврова получить удовольствие, и он должным образом воспользовался им во время общения с журналистами, зная прекрасно, что он и сопровождающий его русский фотограф будут находиться в компании любезно настроенного американского президента.
С учетом времени проведения визита — на следующий день после увольнения директора ФБР Джеймса Коми (James Comey) — Лавров прекрасно играл свою роль и отчасти даже переигрывал. «Его уволили? Вы шутите! Вы шутите!»
С ним вместе был российский посол в Соединенных Штатах Сергей Кисляк, который делает то, что до него делали лишь немногие российское послы, — он активно участвует в обработке вашингтонской социальной сферы, наводит мосты и даже, можно сказать, создает отдельные иллюзии. Некоторые люди еще помнят организованное российским послом в мае 2010 года мероприятие в смокингах в поддержку Вашингтонской национальной оперы, значительная часть расходов на которое была покрыты поддерживающей оперу благотворительницей Сьюзан Лерман (Susan Lehrman).
Естественно, присутствие Кисляка вызвало удивление среди проницательных критиков. Карьеры, в том числе карьера Майкла Флинна, разрушались в результате предполагаемых неправильных ассоциаций. Неназванный источник, фигурирующий в списке информаторов телеканала CNN, назвал «смешным» то, что «посол не имеет возможности встретиться с президентом в ходе визита министра иностранных дел. Это стандартная практика».
Лавров, сияющий как свинья в грязи, должным образом ухватился за идею о том, что русским каким-то чудесным образом удалось установить контроль над Белым домом — в духе лучших традиций теории заговора. «Я считаю, что политики наносят очень большой вред политической системе США, когда пытаются представить, что кто-то руководит Америкой извне».
Хорошо, что он проявляет беспокойство, однако политическая система Республики в значительной мере пожухла еще до того, как Кремль превратился в удобное алиби, с помощью которого можно объяснить, почему г-н Трамп выпрыгнул из никем не замеченной и всеми забытой табакерки, как Мерзкий Джек из мультфильма о Винни-Пухе.
Администрации Трампа не нужно было ничего предпринимать, однако они там решили нанести удар возмездия за то плохое настроение, которое было вызвано этими фотографиями. Упомянутый фотограф, как стало известно, является не только официальным фотографом Лаврова, но и сотрудником российского государственного новостного агентства ТАСС.
Это становится стандартной формой для администрации Трампа, поскольку там, в основном, усердно культивируется театральное действие, а не реальность. Негодующему достается вся награда. «У нас был официальный фотограф в кабинете, как и у них», — заявила в четверг (заместитель) официального представителя Белого дома Сара Сандерс (Sarah Huckabee Sanders).
Телеканал CNN обратил внимание на разгневанные слова сотрудника администрации Белого дома, который, естественно, остается обворожительно анонимным. «Они нас обвели вокруг пальца», — констатировал он. Но здесь происходит еще больше действий в стиле театра кабуки, и это необходимый спектакль в очередном выпуске хаотичного, почти нелегального мини-сериала «Трампистан» или «Америка во время правления Трампа». «Вот в чем проблема с русскими — они лгут», — отметил этот аноним.
С другой стороны, русские, вполне возможно, делали то, что от них ожидали. Драматичность спектакля усугубила мысль о том, что само присутствие фотографа, не говоря уже о поведении, вполне могло представлять собой нарушение правил безопасности. «Крайне серьезный вопрос» задал Колин Кал (Colin Kahl), советник по вопросам безопасности бывшего вице-президента Джо Байдена: «Была ли это хорошая идея — допустить российского правительственного фотографа со всем его оборудованием в Овальный кабинет Белого дома?» Бывший заместитель директора ЦРУ Дэвид Коэн (David S. Cohen) так не считает.
Языки виляли агрессивно: эти коварные русские вполне могли тайно пронести подслушивающее устройство в Белый дом. В конечном счете, подслушивающее устройство было найдено в конференц-зале Госдепартамента во время правления президента Клинтона.
И таким образом семена спекуляций было посеяны, деревья сомнения стали расти, а также стали возникать вопросы о том, что, на самом деле, происходит в Белом доме во время флирта с Кремлем и выяснений с ним отношений. Весьма вероятно, что все это вполне обычная вещь, то есть много шума из ничего, хотя подобное объяснение и не удовлетворит ностальгические мосты времен холодной войны.