В День Победы кабинет министров поддержал проект налоговой реформы от Минфина — и эта та новость, которую стоит обсуждать. В отличие от множества других латвийских новостей, что производятся исключительно для замусоривания информационного и дискуссионного пространства.
Вот обнаружение начальником Полиции безопасности Межвиетисом российского финансового следа в латвийских мероприятиях по случаю «так называемого Дня Победы» обсуждать не надо — это заведомый информационный мусор. Налоги — другое дело. Тут не идеология, а экономика. Это действительно важно и касается всех. Кошелек — один из самых чувствительных человеческих органов.
В общем, поговорим о том, что все мы бескорыстно любим. О деньгах.
Декларируемая цель реформы — стимуляция производства и улучшение положения наемных работников. Для этого ставка подоходного налога с населения понижается, а необлагаемый минимум повышается. Минимальную зарплату планируют поднять до 430 евро. Однако работодатели уже делают прогнозы в духе Иоанна Богослова: дескать, 430 евро жалования батраку это 532 евро трат хозяину — малым предприятиям такого не потянуть. Так что ждите 20 тысяч банкротств и 60 тысяч безработных. Маленького каждый обидеть норовит — это латвийский малый бизнес знает хорошо, и от реформы, как обычно, добра не ждет.
А кто ждет? Вот тут в товарищах комментаторах согласья нет. Сторонники реформы говорят, что она выгодна бедным, наемным, а в перспективе — бизнесу. Критики утверждают, что в выигрыше, как всегда, окажутся богатые, а мелкое предпринимательство загнется окончательно: бывшие хозяева и бывшие батраки одним рейсом Ryanair'а отбудут поднимать экономику братской Ирландии.
Вроде, нововведения предполагают снижение налоговой нагрузки на работников с небольшими доходами. Но понятно, что, компенсируя потери в бюджетных поступлениях, государство залезет в карман к тем же бедным и подневольным — только другой рукой. Задуманное повышение акцизов на алкоголь и бензин все равно обернется для них, бедных, новыми тратами. И платить больше им придется не только заправляя свой подержанный «Фольксваген» или покупая бутылку чилийского вина — но и вообще всякий раз, доставая кошелек: подорожание топлива означает подорожание любого товара, доставляемого в магазин автотранспортом — то есть просто любого. А для кого повышение цен окажется более болезненным: для богатого или для бедного?
Если от повышения акцизов планируется выручить полсотни миллионов евро, то еще две сотни — от беспощадной борьбы с теневой экономикой. И мы знаем, сколь дотошно бывает в этом вопросе наше государство — способное достать даже таких крупных мафиози, как владельцы сдаваемых в аренду панельных двушек и частные репетиторы. Зачастую вынужденное налоговое жульничество — зарплаты в конвертах, манипуляции с микропредприятиями, о которых столько говорилось перед Новым годом — это способ выживания невеликого бизнеса.
Микропредприятиям, кстати, реформа готовит урезание лимита оборота более, чем вдвое: со 100 тысяч евро до 40. Сколь веревочка ни вейся, а совьешься ты в петлю. Мы их душили-душили.
Плохо быть деревянным на лесопилке. Плохо быть бедным в стране, где все делается за счет бедных — включая помощь им.
Ну а с кого еще взять? Любой налоговый реформатор в Латвии оказывается в положении Тришки, латающего кафтан. Денег в экономике не хватает, и количество способов пополнить бюджет крайне ограничено.
Налоги платят работающие — но работы в Латвии мало, поэтому люди работоспособного возраста, тем более при наличии квалификации, валом валят на Запад. Увеличивая тем самым диспропорцию между теми, кто бюджет наполняет, и теми, на кого он тратится: пенсионерами, например. Каковая диспропорция усугубляется еще и быстрым старением населения. Скудость бюджета оборачивается скудостью социальной помощи и суровостью налоговой политики (а значит, низкими зарплатами) — что, в свою очередь, стимулирует эмиграцию.
Если из этого порочного круга и существуют способы вырваться (что само по себе вопрос) — то только путем каких-то радикальных, возможно, революционных действий. Несравненно более решительных, нежели обсуждаемы нынче идеи минфина. Скажем, путем небывалых налоговых льгот для бизнеса. Путем жесточайшего сокращения госаппарата. Но как раз бюрократов трогать разработчики нынешней реформы не собираются — что ни секунды не удивляет.
Бюрократия — здешняя государствообразующая каста, кузница правящих кадров, хребет всей политико-идеологической системы. Латвийское государство существует, чтобы приносить пользу чиновникам — а вовсе не наоборот.
Понятно, почему сегодняшняя элита никогда не решится на действительно радикальные шаги.
Но попробуем безответственно пофантазировать еще. Допустим, борьба за развитие пресловутого реального сектора экономики ведется в Латвии всеми доступными средствами. Остановить отток населения через несуществующие границы на Запад все равно в сегодняшних условиях не выйдет — зарплаты и соцпособия там при жизни нынешних поколений будут несопоставимо выше. А без достаточного количества рабочих рук какой экономический бум? Значит, придется рабочую силу импортировать. Заманивать. Создавать привлекательные условия — в области национальной и языковой политики в первую очередь.
Причем с Ближнего Востока и из Африки к нам все равно мало кто поедет — зачем, если во Франции, Германии, Швеции пособия такие, каких здесь никогда не будет? Если на кого и можно рассчитывать — так это на граждан бывшего СССР. Например, на украинцев. Ведь их родина еще бедней Латвии, разрешений на работу западные страны им давать не планируют, а у нас они хотя бы могут объясниться на бывшем «языке межнационального общения». Украинцы и сейчас уже не такая редкость на латвийских предприятиях.
И ведь денежные инвестиции нам тоже позарез нужны. И будь латвийская политика рациональной, мы бы не только возобновили программу «инвестиции в обмен на ВНЖ», но и придумали бы еще с дюжину ей подобных. И потянулись бы к нам… ну да, дорогие россияне.
И зазвучали бы вовсю на рижских улицах, заглушая госязык, наречия бывших братских союзных республик. И замелькали бы в толпе, как в самую лютую оккупационную годину, сплошные славянские, а то еще и среднеазиатские лица.
Вот и получается, что даже на надцатом году пребывания в ЕС едва ли не единственной реальным и действенным средством радикально оживить латвийскую экономику могло бы оказаться возвращение — в какой-то мере — в Советский Союз. Back in the US, Back in the US…
А вы еще спрашиваете, почему экономика у нас никогда не была приоритетом. И никогда не будет — что бы там ни затевали нынче премьер Кучинскис с гроссмейстером Рейзниеце-Озолой.