Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Над Польшей висит красный туман

© AP Photo / Czarek SokolowskiПамятник красноармейцам на кладбище в Варшаве
Памятник красноармейцам на кладбище в Варшаве
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сложно представить, что школы могут носить имена людей, которые оставили в истории нашей отчизны такой мрачный след. Это такие люди, как Ян Красицкийили Ханна Савицка. Какой пример для подражания они могут дать ученикам и педагогическому коллективу? Как воспитывать молодежь под покровительством предателей, которые продались кремлевским хозяевам? Служить двум господам невозможно.

Отличается ли запах кофе, выпитого у памятника «освобождению 1945 года» от запаха кофе в кафе, которое не отравляет близость советского монумента? Дают ли деревья в сквере у площади, носящей имя советского бандита, меньше прохлады в жаркий день? Если верить Збигневу Херберту (Zbigniew Herbert) (польский поэт, драматург и эссеист — прим. пер.), да. Ведь это, по сути, вопрос вкуса…


Идет 2017 год. Красных руководителей, удельных князьков, которые управляли советским бараком под названием Народная Польша, становится все меньше. Те, кто еще остался в живых, больше боятся не правосудия, а ухудшения самочувствия. Носивший темные очки самый верный слуга московских хозяев (Войцех Ярузельский — прим. пер.) даже удостоился от нашей родины торжественных государственных похорон. Фамилии деятелей, которые занимались советизацией Польши в разных сферах, продолжают виднеться тут и там, оскверняя общественное пространство и распространяя вокруг себя красный туман. Однако «перемены к лучшему» (программный лозунг партии «Право и справедливость», пришедшей к власти в 2015 году, — прим. пер.) постепенно добираются и до них.


Одиссея декоммунизации


В сентябре прошлого года вступил в силу закон о декоммунизации. На переименование улиц, площадей и скверов органам местного самоуправления дали 12 месяцев. Теперь запрещается увековечивать память людей, организаций и событий, которые символизируют коммунизм или иные тоталитарные режимы, а также каким-либо образом их пропагандируют. Согласно новому закону, к пропагандирующим коммунизм относятся также названия, связанные с людьми, организациями и событиями, которые напоминают о репрессивной, авторитарной и несуверенной системе власти, существовавшей в Польше в 1944-1989 годах. Если органы местного самоуправления в вышеупомянутый срок не выполнят предписанные законом действия, руководитель воеводства в течение трех месяцев издаст указ о переименовании сам.


Жителям улиц, названия которых изменятся, не придется менять документы, поскольку ими можно будет пользоваться до конца срока действия. Когда закон вступал в силу, по оценкам Института национальной памяти, переименование должно было затронуть от 1,3 до 1,5 тысяч улиц. Эта цифра уменьшается, однако не все города с одинаковым рвением взялись за очистку общественного пространства от красных наслоений прошлого. Что же, в поляках еще остается большевистский дух.


Polonia Christiana взялась за дело


К делу очищения нашего окружения от коммунистических покровителей активно подключились независимые интернет-порталы и локальные СМИ. Неукротимый антикоммунистический дух членов этих редакций (СМИ, связанные с предыдущим истеблишментом, зачастую называют его «звериным») стал двигателем процесса декоммунизации общественного пространства. Особенно важную роль играл он в местах, где редко бывают камеры общенациональных телеканалов, а руководящие посты продолжают занимать представители не заинтересованной в смене статус-кво клики, чьи корни уходят в эпоху ПНР.


Свой скромный, но весомый вклад в это трудное дело борьбы с красными покровителями внес также портал PCh24.pl. При помощи публикаций и освещения дискуссий на эту тему нам удалось посодействовать «отставке» с должности покровителей государственных институтов тех, кто занимался закреплением московской диктатуры на Висле. Эти случаи заслуживали особенного внимания, поскольку речь чаще всего шла об образовательных учреждениях. Сложно представить, что школы могут носить имена людей, которые оставили в истории нашей отчизны такой мрачный след. Это такие люди, как Ян Красицкий (Janek Krasicki) или Ханна Савицкая (Hanna Sawicka). Какой пример для подражания они могут дать ученикам и педагогическому коллективу? Как воспитывать молодежь под покровительством предателей, которые продались кремлевским хозяевам? Служить двум господам невозможно…


Почему нам пришлось так долго ждать закона о декоммунизации общественного пространства? Ответ кажется простым: потому что слишком большая часть нашего общества относилась к теме очищения своего ближайшего окружения от красного наследия, мягко говоря, с безразличием. Сложно сказать, произошли ли в этом плане подвижки, но важно, что у руля страны оказалась партия, готовая взять на себя задачу по ликвидации следов эпохи, которая совершенно заслуженно ушла в прошлое.


На декоммунизацию, однако, необходимо взглянуть не только с юридической или исторической перспективы. Это в первую очередь вопрос морального императива. Людей, которые служили дурному делу, нельзя ставить на одну доску с теми, кто служил добру. Невозможно одновременно прославлять санитарку «Инку» — Дануту Седзикувну (Danuta Siedzikówna) и коммунистическую активистку Савицкую, которая стремилась перекрасить Польшу в красный цвет по указке Москвы. Такая ситуация закрепляет крайне опасное явление морального релятивизма. В свою очередь, отказ от коммунистических покровителей позволит вернуться к аксиологическому порядку, который опирается на триаду «правда — добро — красота».


Мы должны передать следующим поколениям, которым придется столкнуться с множеством этических проблем — возможно, еще не известных нам — свободное от коммунистического наследия Отечество. Свободное по крайней мере в символической сфере, которая служит прибежищем ценностей. Отдельная проблема, надежд на решение которой, пожалуй, нет, — это присутствие в нашей общественной и политической жизни живых «памятников» эпохи ПНР. Среди них еще есть довольно бодрые бывшие сотрудники служб безопасности, коммунистические генералы, работники судебных органов, так называемые деятели культуры и так далее. Их длинные тени продолжают тянуться за нами. То, что мы не порвали с коммунистическим прошлым, произведя исторический, политический и юридический суд над прежними лидерами, и не запретили на законодательном уровне красным аппаратчикам занимать государственные должности, продолжает создавать в стране проблемы (это, однако, тема для отдельной статьи). Остается надеяться, что после декоммунизации общественного пространства хотя бы часть из них будет чувствовать себя не так вольготно, как сейчас.


Правда обходится дорого


Безусловно, вытекающая из закона необходимость смены табличек, печатей и тому подобных предметов будет связана с расходами. Возможно, было бы правильно возложить их на органы местного самоуправления, например, по принципу солидарности более богатых районов с менее зажиточными. Стоит обратить внимание, что тему «оценки» декоммунизации чаще всего поднимают круги, жизненно заинтересованные в сохранении красной версии истории нашей Родины. Рядясь в одежды защитников наших кошельков или государственной казны, они ведут беспощадную игру, стремясь ослабить антикоммунистический запал. К сожалению, они достигают в этой сфере успехов.


Но неужели торжество правды не достойно жертвы? Иногда стоит сделать шаг, который, как говорил детектив Беднарский (герой польского телесериала — прим. пер.), позволит уменьшить количество зла в мире. Вернемся к Херберту. Он совершенно прав: это вопрос вкуса, который выступает не только эстетической категорией, но прежде всего ориентиром, указывающим на правду и предписывающим бороться со злом.


Пусть примером нам станут благородные и достойные подражания люди, которых было в нашей истории немало, а не прислужники коммунистического угнетателя, место которым в галерее с короткой подписью: «Осторожно, опасность!»