Казалось бы, все те, кто живет в многочисленных пятиэтажках, окруживших центральную часть Москвы, должны быть рады переезду из них. Эти здания строились в огромной спешке, чтобы ликвидировать острую нехватку жилья после Второй мировой войны. Строили их на скорую руку, кое-как. Эти крошечные квартиры называли «хрущевками» по имени советского руководителя Никиты Хрущева, который затеял данный проект, а также «трущобами». Но когда московское городское правительство предложило жителям хрущевок соответствующие квартиры в современных домах подальше от центра, чтобы снести тысячи пятиэтажек, они немедленно вышли на улицы протестовать.
Хрущевки начали возводить в конце 1950-х годов, чтобы удовлетворить огромный спрос на жилье в разрушенных войной городах. Многие россияне в то время жили в переполненных коммунальных квартирах, и они были счастливы обрести собственное жилье, пусть крошечное и низкого качества. После распада Советского Союза жителям часто предоставляли возможность купить свои квартиры, и таким образом они получали не только личное пространство, но и частную собственность. Но здания оставались под управлением государства.
Путин сразу встал на их сторону и заявил, что не будет подписывать ничего, что нарушает права частных собственников (для переселения нужен федеральный закон). Собянин остался в одиночестве. Мэр быстро пошел на попятный и пообещал выселенным жителям квартиры, которые будут равноценны не только по площади, но и по стоимости.
Это не убедило тех, кто в воскресенье вышел протестовать. «Собянин, не делай нам лучше, оставь все как есть», — гласил один транспарант. Люди больше не считают себя подопечными государства. Они видят в себе собственников и требуют права голоса в вопросе о том, что будет с их собственностью и с их городом. Времена изменились, господин Собянин.