Россия вновь начинает разыгрывать стратегическую карту Кубы, расположенной под самым боком у США, и начала замещать поставки нефти, которую Венесуэла прекратила поставлять на остров ввиду тяжелейшего кризиса, вызванного последователями Чавеса. От успеха Гаваны в вопросе экономических реформ зависит стабильность режима Кастро, и поэтому Москва вновь спешит субсидировать Кубу, как она уже сделала это во времена холодной войны. По крайней мере, до тех пор, пока кубинцам не удастся укрепить свое финансовое положение.
В начале мая российская государственная компания «Роснефть» сообщила о заключении договора с кубинской государственной компанией Cubametals о поставке на остров 250 тысячи тонн нефти и нефтепродуктов (порядка 1,8 миллиона баррелей). В середине месяца должен был прибыть первая партия — 249 тысяч баррелей дизельного топлива. По сообщению агентства Рейтер, стоимость полного объема поставок может составлять 105 миллионов долларов, но предполагается, что Гавана никогда этой суммы не выплатит, как не оплачивала она и венесуэльскую нефть. Если бы у нее были денежные средства, то она могла бы обратиться к различным экспортерам.
Речь идет о самом настоящем качественном скачке, поскольку с 2010 по 2015 год Россия поставила на Кубу нефти и нефтепродуктов на сумму 11,3 миллионов долларов. Эта цифра сильно занижена, учитывая, что в большую часть этого периода стоимость нефти была приблизительно в два раза выше.
Поближе к Мар-а-Лаго
В начале 2014 года Москва выразила заинтересованность в том, чтобы вернуться на Кубу. Министр обороны РФ Сергей Шойгу объявил о намерении снова иметь военную базу на острове, а также в Венесуэле и Никарагуа. Но события в Украине, а затем и в Сирии отодвинули эти планы. В прошлом году Россия вновь заявила о своем желании разместить базы за рубежом, не исключив при этом, что в этом списке может оказаться и Куба, где до 2001 года действовал центр радиоэлектронной разведки в Лурдесе (Lourdes). Сейчас он был бы максимально приближен к президенту США, учитывая то, что Дональд Трамп решает многие важные вопросы в своем гостиничном комплексе Мар-а-Лаго (Mar-a-Lago), расположенном в Майами. Значительное увеличение Россией дотационных поставок нефти является первым ощутимым признаком ее возвращения на Кубу.
То немногие детали, которые известны о соглашении, не позволяют сделать вывод, идет ли речь о разовой поставке, или же нефть будет поставляться систематически. Эксперт по нефтяным вопросам Антонио-де-ла-Крус (Antonio de la Cruz), исполнительный директор компании Inter-American Trends, считает весьма вероятным, что Россия продолжит оказание помощи Кубе на то время, пока Венесуэла не сможет поставлять нефть Кубе.
Проблемы с поставками венесуэльской нефти
В течение значительного периода президентства Уго Чавеса Венесуэла безвозмездно поставляла (в обмен на кубинских советников и врачей) около 100 тысяч баррелей нефти и нефтепродуктов в день, часть их которых кубинский режим затем продавал. В этом плане Венесуэла взяла на себя роль, которую играл СССР во время холодной войны. По ее завершении Москва свернула свою помощь Кубе, и в 1990-е годы остров оказался в крайне затруднительной экономической ситуации, из которой сумел выйти благодаря поддержке Уго Чавеса.
Кроме того, поставки венесуэльской нефти Кубе носили нерегулярный характер, что привело к увеличению числа отключений электроэнергии ввиду нехватки дизельного топлива и ограничению продажи высокооктанового бензина. Чтобы разрешить эту проблему и не допустить остановки НПЗ в Сьенфуэгосе (Cienfuegos), Куба заключает соглашение с Россией. Антонио-де-ла-Крус считает, что большая часть российских поставок придется на дизельное топливо, в то время как Венесуэла сосредоточится, прежде всего, на поставках сырой нефти, предназначенной для НПЗ в Сьенфуэгосе. «Мы не знаем, сколько продлятся поставки российской нефти, но очевидно, что это не разовая акция, а целая стратегия, свидетельствующая о возродившемся интересе Москвы к Кубе», считает эксперт.
Вступление в Центральноамериканский банк
Непонятное будущее Венесуэлы вынуждает Гавану предпринять усилия по поиску альтернативных и диверсифицированных источников финансирования. Так, Куба надеется улучшить свой доступ к кредитам — несмотря на случаи невыплаты долга, на списывание которого она всегда уповает — после вступления в Центральноамериканский банк экономической интеграции (BCIE), первой финансовой региональной организации, членом которой она становится. Прием остальных стран-членов состоялся в апреле, и теперь Куба будет иметь право на займы, предназначенные на развитие инфраструктуры.
Наметилось также определенное сближение с Межамериканским банком развития (BID) со штаб-квартирой в Вашингтоне, директор которого недавно принимал кубинского посла в столице США.
Кроме того, участились дипломатические контакты по привлечению иностранных инвестиций. Во время своей апрельской поездки в Мадрид глава МИД Кубы Бруно Родригес (Bruno Rodríguez) согласовал вопрос приезда короля или председателя правительства Испании (предполагается, что в сопровождении представителей деловых кругов) до ухода в отставку Рауля Кастро, намеченную на 2018 год.