Обе крупные нефтедобывающие страны, Россия и Саудовскя Аравия, едины в том, чтобы и в дальнейшем ограничивать объем добычи нефти. Министры энергетики обеих стран заявили в понедельник в Пекине о том, что действующая с начала года между 24 странами договоренность о сокращении объема добычи нефти должна быть продлена. Североморская нефть марки Brent подорожала после этого на 3,3%, достигнув трехнедельного пика цены в 52,52 доллара за баррель (159 литров).
Без такого изменения эта договоренность членов Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и других главных нефтедобывающих стран должна была бы закончиться в конце первого полугодия. Москва и Эр-Рияд, оба крупнейших производителя в этом альянсе, хотели бы теперь продлить это ограничение объема добычи сразу до конца марта 2018 года. Через неделю страны-члены альянса будут обсуждать этот вопрос в Вене.
Оправдает ли себя это решение для России, страны, которая не является членом ОПЕК, однако, не ясно: нефть на мировом рынке продается за доллары, а у себя дома фирмы и государство расплачиваются в рублях. Насколько положительно скажется для России рост цены на нефть, который должен быть достигнут в результате ограничения объема добычи нефти, зависит от обменного курса. Обычно рубль вплотную следует за ценой на нефть, и если и нефть, и рубль подорожают, то оба эти эффекта могут друг друга взаимно уничтожить. В первом квартале 2017 года крепкий рубль почти полностью уничтожил преимущества от роста цены для фирм, резюмируют аналитики инвестиционного банка Aton.
Президент Владимир Путин продемонстрировал в Пекине убежденность в том, что сокращение объема добычи должно привести к стабильной цене на нефть. В конце ноября 24 нефтедобывающие страны решили сократить свое производство в текущем первом полугодии на 1,8 миллионов баррелей в день по сравнению с октябрем 2016 года. Россия взяла на себя сокращение добычи на 300 тысяч баррелей и этой цели, по собственным данным, достигла в конце апреля. После принятия этого решения цена на баррель североморской нефти марки Brent превысила 55 долларов. Однако с марта цена опять стала снижаться и составила снова 52 доллара за баррель. Правительство в Москве выразило в апреле свою неудовлетворенность. Российские фирмы рассчитывали на цену от 55 до 60 долларов за баррель, говорили в Москве.
Для российских нефтяных концернов, которые в апреле добывали все вместе ровно 11 миллионов баррелей сырой нефти в день, определенную роль наряду с обменным курсом играет также и распределение объемов сокращения. Согласно банку ВТБ, лидер нефтяного сектора «Роснефть», контролируемый государством, пока внес ровно половину. К тому же фирмы сокращали производство преимущественно на старых, давно разведанных месторождениях, там, где производство облагается высокими налогами.
Если они при продолжительном ограничении объема добычи начнут сокращение также и на новых полях, особенно рентабельных в налоговом отношении, то это могло бы затруднить расчеты — дополнительно к обменному курсу. Окрепший рубль позволил «Роснефти» уже в первом квартале получить прибыль лишь примерно в 222 миллиона долларов.
Рубль значительно пострадал от начавшегося с 2014 года падения стоимости. Давление на валюту было тогда столь сильным, что Центробанк уже не мог более защищать до этого управляемый обменный курс и отпустил его. Стоимость одного доллара выросла с 33 рублей в середине 2014 года почти до 80 рублей к концу 2016 года.
Однако в текущем году российская валюта показывает тенденцию при более высокой цене на нефть также подтягиваться, однако при ее снижении оставаться на высоком уровне. В настоящее время один доллар стоит 56 рублей и близок к самому низкому уровню за 12 месяцев.
Словесные интервенции также как и закупка валюты министерством финансов не смогли отодвинуть рубль назад. На основании нерешительного роста экономики после двухлетней рецессии многие политики желают более слабую валюту, чтобы поддержать экспорт. Однако Москва не хочет отказываться от достижения реформы со свободным обменным курсом. Путин заявил в Пекине, что Россия не планирует никаких «искусственных мер» для влияния на обменный курс.