На днях упоминание карабахского конфликта в докладе разведки США вызвало большой интерес в Армении. Разведка США посчитала вероятным возобновление военных действий в 2017 году.
Тем не менее, ситуация намного более стандартная, чем может показаться на первый взгляд. Вывод понятен — пока конфликт не урегулирован, и стороны выступают с жестких и бескомпромиссных позиций, вероятность военных действий сохраняется. Более того, об этой вероятности периодически говорится в докладах разведки США.
Вопрос в том, обладает ли США дополнительными, не публичными данными, на основе которых можно говорить о вероятности военных действий.
Американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Ричард Хогланд сказал, что есть необходимость политической активизации США в вопросе Арцаха(Карабаха). Сейчас формируется внешнеполитическая команда новой администрации США, и чего-то ожидать можно только спустя несколько месяцев, когда наступит ясность в вопросе команды и политики.
Активизации конкретно в каком направлении имеется в виду, Хоглад не конкретизирует. Есть ли необходимость активизации работы с обществами, или с военно-политическим руководством сторон конфликта? И в каком направлении — нового варианта урегулирования конфликта, достижения согласия по одному из имеющихся вариантов, или же укреплению перемирия и стабильного режима, иными словами, внедрения механизмов сохранения перемирия?
Следовательно, США не позволит, чтобы что-то принуждала Россия, а Россия не позволит, чтобы что-то принуждали Соединенные Штаты. Это, возможно, в некоторой мере примитивная трактовка, но в общем процессе действует множество факторов взаимного сдерживания, которые делают невозможным, так называемое, урегулирование по логике изменения статус-кво.
Урегулирование может быть достигнуто только путем укрепления статус-кво, когда будут внедрены наиболее надежные механизмы сохранения стабильности, перемирия.
Баку откровенно выступает против этого, и следует подразумевать, что в подтексте заявления Хогланда о необходимости активизации лежит именно это — предпринять более действенные методы для преодоления противостояния Баку.
Но для этого нужно преодолеть и противостояние России, так как Москва также не заинтересована в укреплении стабильности и формировании процесса урегулирования по логике сохранения статус-кво.
Хогланд говорит, что Россия не желает войны. И он, возможно, прав, так как особенно апрель продемонстрировал, что война проблематична для России, так как армянская сторона, как минимум, не проигрывает. Война либо должна быть очень быстрой, а это не получается, либо ее не должно быть, потому что в случае ее затягивания у России будут серьезные проблемы.
С другой стороны, Россия не заинтересована в укреплении стабильности, поскольку атмосфера нестабильности является для России уникальным способом управления и конфликта, и сторон конфликта, и Кавказа.
Следовательно, активность США должна быть направлена на то, чтобы вывести Россию на иное поле. Другими словами, США скорее всего перейдут в тыл Баку, где находится Россия, даже ближе, чем Турция.
В этом смысле заявление Хогланда звучит интересно в контексте российско-американских контактов, которые происходят в последние недели в виде визитов министров иностранных дел.
Заметно, что Москве делают предложение нового варианта сосуществования, при этом не только по Сирии, но и в более широком контексте. Визит Лаврова в Вашингтон подсказывает, что Москва настроена как минимум обсудить предложенный США вариант, и это находится в процессе.
Не исключено, что именно это обстоятельство содержится между строк в заявлении Хогланда о том, что для определенности в вопросе новой команды администрации США и ее политики потребуется несколько месяцев.
России, по всей видимости, предлагают или перейти на новую модель сосуществования, или же ожидать новых ударов в Сирии или где-нибудь еще.