Предоставленная Жоэсли Батистой (Joesley Batista) запись отнимает у президента Мишеля Темера те немногие силы, который он объединил, чтобы управлять страной.
В нормальных условиях такое событие могло бы стать для правительства ударом, способным пошатнуть власть действующего президента и инициировать процедуру импичмента. Поскольку для Бразилии это уже пройденный этап, а Мишель Темер не является полноправным президентом, обнародование конфиденциальной информации главой бразильского холдинга J&F Жоэсли Батистой может означать начало конца правительства, которое находится у власти без малого год. Президент Темер — так и не добившийся популярности в своей стране, встревоженный доносами на него обвиняемых в рамках антикоррупционной операции «Автомойка» и рискующий потерять мандат в результате судебного процесса Высшего избирательного суда (TSE) — продержался до сих пор благодаря совместным действиям политических сил, предпочитавших статус-кво неопределенности кризиса. Однако теперь удерживать эту непрочную группу поддержки становится все труднее.
Жоэсли предоставил веское доказательство вины Темера. Он записал разговор, в ходе которого сообщил Темеру о финансовой поддержке, которую оказывал двум арестованным по делу «Автомойка»; Темер подтвердил важность сохранения этих выплат. Затем Жоэсли обратился к президенту за помощью для одного своего предприятия. Темер указал ему на депутата Родригу Роша Лоуреса (Rodrigo Rocha Loures) из PMDB. Роша Лоурес, ближайший соратник Темера, до марта находился в должности советника президента. После ряда встреч Роша Лоурес назначил Жоэсли еженедельные выплаты в размере 500 тысяч долларов США. Передача части этих денег наличными была заснята на камеру полицией. В результате мы получили довольно убедительное доказательство того, что президент, вполне возможно, совершил преступление.
В нормальных условиях новые данные привели бы к открытию еще одного процесса импичмента, теперь уже против Темера. Но Бразилии далеко до нормальной ситуации. Обстоятельства складываются явно не в пользу Темера. 6, 7 и 8 июня Высший избирательный суд (TSE) Бразилии собирается для рассмотрения дела о нарушениях в ходе предвыборной кампании Дилмы и Темера в 2014 году. Доказательств того, что оба были избраны при активном финансировании из «черной кассы» Odebrecht, хоть отбавляй. Тем временем все указывало на то, что Дилме грозит еще более серьезное наказание — потеря политических прав на ближайшие восемь лет. У Темера же были шансы отделаться несколькими царапинами. Но донос Жоэсли стал серьезным потрясением, которое в силах кардинально изменить ситуацию. Судебный процесс TSE оказывается здесь кратчайшим путем к отстранению от должности.
Нынешнее положение правительства выглядит следующим образом: восемь министров находятся под следствием в рамках операции «Автомойка», их подозревают в коррупции с участием Odebrecht. Из этих восьми двое — прямые советники и давние друзья Темера. Теперь в сети попался и сам президент Мишель Темер. Складывается довольно безрадостная картина немощного, не способного выполнять свои функции правительства. В нашем государстве оно не в состоянии вести даже самые элементарные переговоры по голосованию в Конгрессе. Очевидно, что трудовая реформа и реформа социального обеспечения заходят в тупик. В последние недели Темер пошел на целый ряд уступок союзникам, чтобы добиться поддержки пенсионной реформы. В изменившихся за последние часы условиях президент уже не может позволить себе действовать как прежде. В конце концов, кто согласится голосовать за непопулярную реформу, способную отнять голоса избирателей в 2018 году, в обмен на какие-то обещания Темера, рискующего потерять власть? Единого мнения по этому вопросу нет. В ближайшие дни депутаты и сенаторы будут многое обсуждать в кулуарах и очень мало — в публичном пространстве. Условия, которые складываются в Бразилии, нормальными никак не назовешь.