Богатые русские стекаются на Кипр, чтобы стать — нерусскими. Здесь иностранцы могут превратиться в граждан менее чем за шесть месяцев в обмен на инвестиции в размере двух миллионов евро.
В Лимассоле, на южном побережье Кипра, вывесок на кириллице — гораздо больше, чем на греческом. Яхты, украшенные русскими именами, заполняют причалы в недавно построенной пристани для яхт. И как раз рядом с офисом радиостанции «Русская волна» рестораны по обе стороны тротуара подают пельмени — конечно же, с водкой.
Эта «Москва-на-Средиземноморье» расцвела, когда русские и их деньги устремились к крошечному европейскому аванпосту, чтобы стать в некоторым смысле нерусскими. Давно известный как центр для офшорных российских финансов, а в последнее время — как центр расследования российских связей с окружением президента Дональда Трампа — Кипр нашел более изощренный способ сокрытия этих средств.
Как говорится, если нельзя отмывать российские деньги, отмывайте самих русских.
Наплыв начался после того, как правительство упростило программу «деньги за паспорт», чтобы помочь Кипру восстановиться после краха банковской системы 2013 года и последующего спада. Теперь иностранцы могут стать гражданами менее чем за шесть месяцев в обмен на инвестиции в размере как минимум двух миллионов евро в недвижимость на Кипре или 2,5 миллионов евро в государственные облигации или компании.
С тех пор страна выдала около двух тысяч паспортов, сообщил в своем интервью в Никосии в прошлом месяце министр финансов Харрис Георгиадес (Harris Georgiades). По данным PricewaterhouseCoopers и других консультантов, которые сопровождают клиентов в процессе, примерно половина из них была выдана россиянам. Эффект был впечатляющим: около четырех миллиардов евро иностранных инвестиций в прошлом году, что эквивалентно почти четверти ежегодного объема производства острова.
Две виллы
Один новоиспеченный киприот подробно рассказал о том, как это работает, беседуя за ужином из суши, к которым он едва притронулся, гамбургера и местного белого вина в ресторане с видом на пристань Лимассола. Бывший московский руководитель телекоммуникационной компании, который бывает и на острове, и за его пределами, говорил на условиях анонимности — потому что сокрытие его личности было основной целью того, что он сделал.
Первым шагом было выведение активов из России и создание фиктивной компании в Нидерландах, что он и сделал несколько лет назад. Затем он искал возможность купить второе гражданство. Заглянул на Мальту и в некоторые другие страны, но остановился на Кипре, потому что, по его словам, там это было проще и быстрее всего.
Все получилось как по волшебству. В августе он купил две виллы в Лимассоле за пять миллионов евро. В декабре — получил свой паспорт.
Хотя богатые люди имеют множество вариантов для получения паспорта и вида на жительство по всему миру — от старых резервов в странах Карибского бассейна до конкурентов из ЕС, таких как Мальта, — но Кипр, как говорят консультанты, — самый быстрый способ. Членство страны в ЕС также превращает паспорт в золотой билет. Бордово-красная книжечка позволяет путешествовать в 147 стран, включая Великобританию и Японию, без получения визы заранее. Это мечта заядлого путешественника по сравнению с российскими 105 пунктами индекса, составленного фирмой Arton Capital (Монреаль), которая консультирует клиентов в поисках паспортов.
Американская программа, предлагающая права на жительство в обмен на инвестиции, вновь подверглась критике после того, как в прессе появились сообщения о ее продаже китайским инвесторам компаниями, связанными с советником Белого дома и зятем Трампа Джаредом Кушнером.
«Черный вход»
Торговля гражданством ЕС вызывает обеспокоенность среди борцов с коррупцией, которые говорят, что эта практика открывает лазейки в блок из 28 государств.
«Это черный вход», — говорит Миклос Лигети (Miklos Ligeti), юридический директор Transparency International Hungary, опубликовавшей исследование о предполагаемых злоупотреблениях в венгерской программе, которая обменивает вид на жительство на вложения в облигации. Русские и граждане других стран, которые получают паспорта Кипра, но фактически не живут там, незаконно покупают доступ в ЕС, сказал он. «Предоставление состоятельным жителям разрешений на проживание только из-за их богатства противоречит принципу равных возможностей».
В 2014 году Европейский парламент принял необязывающую резолюцию, в которой заявил, что «Гражданство ЕС никогда не должно становиться предметом торговли». Во время дебатов в Страсбургском законодательном органе представитель Румынии Себастьян Боду (Sebastian Bodu) протестовал против того, чтобы европейские паспорта предоставляли безвизовый режим для богатых китайцев или россиян. Любой «гангстер или олигарх сможет сделать это беспрепятственно, если у него есть счет в банке, — сказал он. — Мне кажется, это возмутительно и несправедливо».
Освобождение от налогов
В случае с Кипром есть признаки того, что он был прав. Одна из причин, по которой россияне начали скупать паспорта, заключается в том, что гражданство Кипра помогает им платить более низкие налоги, избегая любопытных взглядов своего правительства. Оно также может облегчить перемещение денег, поскольку банки рассматривают их как добросовестных местных жителей, а не потенциально подозрительных иностранцев.
По мнению одной бухгалтера из США, живущей в Лимассоле, некоторые россияне продолжают создавать впечатление, будто они — местные. Они нанимают фиктивных сотрудников для инвестиционных компаний, которые они основали на острове, тем самым пытаясь обеспечить физическое присутствие там. Сама бухгалтер сообщает, что работает на десятки таких организаций.
«Самая главная причина, по которой российские бизнесмены перемещают свои деньги на Кипр или в другие офшорные зоны, — это страх потерять их, — говорит Светлана Ледяева, доцент экономики Университета Аалто в Финляндии, которая пишет о российских офшорных инвестициях. — Россия политически нестабильна, и богатый россиянин может столкнуться с тем, что однажды все его деньги конфискуют, а его самого посадят в тюрьму».
Россиянин, получивший свой паспорт после покупки двух вилл, теперь переводит на Кипр свою голландскую компанию, чтобы воспользоваться выгодным предложением, полученным вместе с его новым гражданством: инвестиционный доход на 17 лет освобождается от налогов. Как правило, этого недостаточно, чтобы не платить налоги в России, где президент Владимир Путин в 2015 году начал облагать налогом офшорные прибыль и состояния. Но поскольку владелец компании заявляет налоговое резидентство на Кипре, местные власти не обязаны сообщать об его инвестиционных доходах Москве.
Значит ли это, что этот богатый русский действительно перебрался на Кипр? Не совсем, улыбается он. Хотя налоговое резидентство требует проживать на Кипре 183 дня в году, за выполнением этого условия следить очень трудно. Граждане ЕС просто показывают свои паспорта при въезде и выезде, без штампа. Никто на самом деле не знает, когда он там находится и как долго.
«Они приносят результаты»
В министерстве финансов Никосии программа выдачи паспортов и налоговые льготы считаются успехом, они помогают Кипру выйти из трехлетней рецессии. «Сейчас они приносят результаты», — говорит Георгиадес. Экономика выросла на 1,7% в 2015 году и на 2,8% в прошлом, что делает ее одной из самых быстрорастущих в зоне евро.
Покупки недвижимого имущества желающими получить паспорта установили ценовой порог на недвижимость, которая существенно снизилась бы в цене, поскольку банки очищали ипотечные кредиты в эпоху кризиса посредством выкупа. С начала кризиса количество российских туристов выросло на 65%, об этом свидетельствуют статистические данные правительства, что помогает отелям, ресторанам и розничным магазинам.
«Компании зарабатывают деньги», — заявил в интервью в Никосии Джон Хурикан (John Hourican), исполнительный директор Bank of Cyprus Holdings, добавив, что выплаты по 90% корпоративных кредитов, которые банк реструктурировал, продолжают поступать.
По данным Центрального банка России, российские инвестиции на Кипре за первые девять месяцев прошлого года выросли более чем на 50% по сравнению с 2015 годом. Это означает больше депозитов в местных банках и более дешевое финансирование для них.
Спасение банков
Все могло быть гораздо хуже для Кипра и богатых россиян, вынужденных внести свой вклад в спасение банков острова. Когда банки рухнули под тяжестью проблемных инвестиций, в том числе облигаций греческого правительства, ЕС обязал вкладчиков двух крупнейших кредиторов внести свою долю, чтобы покрыть почти половину 20-миллиардного пакета спасения. Поскольку депозиты ниже 100 тысяч евро были защищены, под ударом оказались российские бизнесмены, которые перевели свои деньги на остров, чтобы спасти их от непредсказуемого правительства.
Все ожидали оттока российских денег, но этого не произошло. Как сообщает глава консультационных служб KPMG на Кипре Кристос Василиу (Christos Vasiliou), российские туристы и деньги продолжают прибывать в страну, поскольку она остается лучшей среди офшорных зон.
«У русских нет других вариантов, — полагает он, — поэтому они дают Кипру еще один шанс».
Счета Манафорта
Возврат российских денег на Кипр стал важным событием на мировой арене, потому что его постоянно упоминают в новостях о связях между командой Трампа и Россией.
Бывший глава кампании Пол Манафорт (Paul Manafort) использовал кипрские банковские счета для получения денег от российского олигарха Олега Дерипаски и украинских клиентов, согласно судебным документам и бывшим руководителям в банке, где хранились счета. Манафорт и Дерипаска заявили, что счета были открыты для законных деловых операций.
Коммерческий секретарь Уилбур Росс (Wilbur Ross) инвестировал в Банк Кипра после кризиса, став заместителем председателя крупнейшего кредитора острова. Крупнейший частный инвестор банка — российский миллиардер Виктор Вексельберг. Благодаря притоку российских денег инвестиции Росса, по-прежнему не слишком прибыльные, не превратились в настоящую катастрофу.
Но популярность паспортов Кипра может оборвать процесс возрождения. Некоторые советники, которые помогают иностранцам получить гражданство, начинают беспокоиться о том, что наплыв новых киприотов заставит ЕС оказать давление на страну, чтобы сделать процесс получения гражданства более сложным. Если это произойдет, россиянам, которые хотят скрыть свое богатство, возможно, придется искать новую страну, чтобы купить себе другую национальность.