Прошло более 120 дней после инаугурации Трампа. До сих пор нельзя сказать, что в сравнении с периодом президента Обамы мир стал лучше. Из 100-дневной программы, которая была принята на основе концепции «США прежде всего», был реализован только выход из ТТП. Стена на границе с Мексикой для того, чтобы остановить незаконную миграцию, не возводится. Президентский указ об ограничении въезда из исламских стран также был заблокирован Федеральным судом в связи с подозрениями в нарушении Конституции.
В дипломатической сфере произошли драматические события. Президент Трамп подчеркнул, что администрация Асада пересекла «красную черту», применив химическое оружие против собственного народа. В разгар американо-китайских переговоров на высшем уровне, которые прошли 6 апреля, США нанесли удар крылатыми ракетами по сирийским базам ВВС.
Более того, в Восточно-Китайское море США направили авианосную ударную группу, после чего проводились совместные военные учения с Японией и Южной Кореей. После этого Китай стал внимательнее относиться к соблюдению антикорейских санкций, основанных на резолюциях Совета Безопасности ООН.
Дипломатическая и военная команда, состоящая из госсекретаря Тиллерсона, советника президента Герберта Макмастера (Herbert McMaster), а также министра обороны Джеймса Мэттиса (James Mattis), исходит из реальной ситуации и действует на основе принципа «мир за счет силы». Премьер Абэ также проявлял свое лидерство, демонстрируя сплоченность между Японией и США, а также проводя плотные консультации в ходе личных встреч и частых телефонных переговоров.
Можно сказать, что удалось избежать риска ослабления японо-американского союза, что беспокоило перед инаугурацией Трампа.
Тем не менее Трамп до сих пор не пытается конкретизировать свою стратегию и представления о мире: как создать мировой порядок XXI века? Возможно, именно поэтому вся дипломатия Трампа в целом кажется хаотичной. Беспокоят возникшие подозрения, связанные с обменом информацией с Россией.
Обама отказался от роли мирового полицейского. После этого США уступали или шли на компромисс, несмотря на провокационные действия России, Китая, Ирана и так далее. Как он собирается исправить эту ситуацию? Союзники и партнеры хотят, чтобы как можно быстрее была представлена единая стратегия.
В ходе предвыборной кампании Трамп назвал Китай страной, которая занимается валютными манипуляциями. Однако он закрыл на это глаза в обмен на то, чтобы КНР соблюдал санкции против КНДР. Кроме того, в последнее время в Южно-Китайском море не соблюдается принцип свободы передвижений.
Как быть с Россией, которая пытается уйти от крымских санкций? Также непонятно, как сдержать Иран и Россию, которые укрепляют свое влияние на Ближнем Востоке, вмешиваясь в гражданскую войну в Сирии и борьбу с «Исламским государством» (запрещено в РФ — прим. ред.).
Что касается мировой экономики, то США провозгласили принцип открытой и свободной торговли, однако недавно под давлением администрации Трампа из совместных заявлений G20 была удалена фраза о необходимости противостоять консерватизму. При этом Китай в ходе прошедшего в Пекине международного форума «Один пояс, один путь» прославлял свободную торговлю. В результате складывается впечатление, что КНР и США поменялись ролями.
Много рисков связано с новой южнокорейской властью. В этом году КНДР провела восемь ракетных испытаний; она не отказывается от амбиций, связанных с разработкой межконтинентальных баллистических ракет. Китай также прорабатывает план стать экономическим гегемоном в Евразии. Он стремится укрепить свои позиции в Восточно- и Южно-Китайском морях.
Необходимо, чтобы администрация Трампа отказалась от дешевой дипломатии торговли и начала разворачивать стратегическую дипломатию с учетом интересов союзников и всего мира.