В этом месяце появился один из самых важных разведывательных документов о вмешательстве России в выборы в США. Но источником этого документа были не Агентство национальной безопасности или Комитет Палаты представителей по разведке. Документ был опубликован компанией Facebook.
Отчет Facebook об «информационных операциях» стал первым для компании публичным подтверждением того, что политические силы оказывают влияние на общественное мнение, используя социальные сети в качестве платформы. По словам представителей Facebook, компания намерена бороться с этими информационными операциями и уже предприняла ряд позитивных шагов. Перед выборами во Франции, которые состоялись в прошлом месяце, специалисты компании удалили около 30 тысяч фальшивых аккаунтов. А в преддверии предстоящих выборов в Великобритании они удалили еще несколько тысяч поддельных учетных записей.
Однако — что более важно — доклад показывает, что, хотя мы все говорим о «фальшивых новостях», нужно не забывать и об алгоритмах и фальшивых аккаунтах, которые распространяют недостоверную информацию.
Фактически результаты исследования служат подтверждением того, о чем ученые подозревали уже несколько лет: для стратегического распространения политической пропаганды и введения в заблуждение избирателей было использовано множество фальшивых аккаунтов. Эти аккаунты «заманивают» обычных пользователей в политические группы «астротурферов» (пользователей, за деньги создающих общественное мнение или распространяющих идеи — прим. пер.), которые маскируются под законные общественные движения. К сожалению, руководство компании Facebook отказывается сотрудничать с учеными и обмениваться информацией, поэтому довольно трудно определить, сколько избирателей подверглись воздействию и кто за ним стоит.
Изучить влияние фальшивых новостей и алгоритмов на общественную жизнь невероятно трудно. В рамках проекта в Оксфордском университете нам удалось продемонстрировать, как подобные кампании по распространению дезинформации работают в Twitter. Мы также смогли сравнить тенденции в разных странах. Во время недавних выборов во Франции мы обнаружили, что люди, интересующиеся французской политикой, размещали фальшивые новостные сюжеты и новостные сюжеты, авторами которых были профессиональные журналисты, в соотношении один к двум. Во время президентских выборов в Германии, которые состоялись в этом году и не вызывали противоречий, немецкие пользователи публиковали по одному новостному сюжету с ложной информацией на каждые четыре достоверных сюжета. Но когда мы оглянулись назад и проанализировали публикации пользователей в штате Мичиган в преддверии выборов 2016 года, мы обнаружили, что фальшивые новости и новости, заслуживавшие доверия, публиковались в соотношении 1:1.
У специалистов Facebook, конечно же, нет подобных проблем с доступом к данным. В компании есть метаданные, позволяющие определить, какие именно учетные записи были созданы, где они работали и чем пользователи «занимались» в сети во время выборов в США. Их специалисты, вероятно, могли бы получить информацию, вряд ли доступную спецслужбам.
Специалисты компании утверждают, что доля участия фальшивых аккаунтов в онлайн-операциях, касающихся политической и общественной жизни в США, невелика. Но даже при относительно небольшом масштабе эти операции, если их сгруппировать стратегически, могут оказать определенное воздействие.
Преобладала ли такая активность в «колеблющихся» штатах? Велись ли эти действия в месяцы республиканских праймериз? Осуществлялись ли они с аккаунтов из России? Или же действия по распространению фальшивых новостей и фальшивых аккаунтов резко активизировались за три дня до выборов?
Если между членами избирательного штаба Трампа и Россией был сговор, специалисты Facebook могли бы определить и это. Во многих случаях массовые скоординированные пропагандистские кампании являются лишь одним из множества способов вмешательства в выборы. Если у компании Facebook имеются данные об этом, она должна ими поделиться. Комитет Палаты представителей по разведке в рамках своего расследования должен обратиться к руководству Facebook с просьбой дать показания.
Исход голосования в США уже определен, однако в мире еще будут важные выборы. Компания Facebook должна рассказать нам, что ей известно, и продемонстрировать, что она может предотвратить вмешательство в предвыборный демократический процесс.
Филипп Ховард — профессор, ведет курс интернет-исследований в Оксфордском Институте интернета и Баллиол-колледже Оксфордского университета. Роберт Горва — научный работник, участник Проекта по изучению компьютерной пропаганды в Оксфордском университете.