Создаваемая в России исполинская научно-исследовательская подводная лодка будет перемещаться подо льдом, нанося на карту рельеф морского дна при помощи двух огромных, похожих на рули крыльев. Эта субмарина поможет Москве исследовать труднодоступные районы Арктики, чтобы в дальнейшем она могла перейти к освоению ее нетронутых природных ресурсов.
Арктическая научно-исследовательская подводная лодка была спроектирована в знаменитом КБ «Рубин», которое также создало самые большие в мире атомные ракетоносцы проекта 941 «Акула». Судно будет весить 13 280 тонн и наверняка станет самой крупной гражданской исследовательской субмариной за всю историю, так как ее длина составит 134 метра. Она будет развивать максимальную скорость 12,6 узла, а в ее экипаже будет 40 человек.
Самая поразительная деталь лодки — это два комплекта похожих на крылья гидроакустических приемников. Наличие таких крыльев придает лодке какой-то фантастический вид. «Крылья» будут убираться внутрь корпуса как лезвие складного ножа. Они предназначены для приема сигналов с гидролокатора, размещенного в корпусе судна. Это позволит арктической научно-исследовательской субмарине формировать изображение морского дна во всех направлениях при перемещении под водой на малой скорости в три узла.
Аналитик Г. Саттон, создавший вебсайт о подводных лодках Covert Shores (Тайные берега) и написавший одноименную книгу, рассказывает об арктической субмарине следующее: «Анализ макета, представленного конструкторским бюро, показывает, что длина крыловидной конструкции приближается к 50 метрам, и таким образом, размах крыльев равен 100 метрам. Это намного больше, чем у любого построенного на сегодня самолета». Саттон сделал рисунок, из которого становится ясно, что размах «крыльев» у лодки будет даже больше, чем у аэробуса А380.
Однако Саттон уверен, что у крыльев не будет никакого гидродинамического предназначения. «Крылья вряд ли будут использоваться для создания подъемной силы, как у самолета. Это будет неэффективно, так как придется постоянно использовать рули управления, чтобы удерживать лодку на заданной глубине. Кроме того, они будут создавать шумовые помехи, из-за чего гидролокатор станет менее эффективным».
Субмарина строится специально для плавания под арктическим льдом, но из-за огромных размеров управлять ею порой будет трудно. «В Северном Ледовитом океане есть много мест, где эта лодка не пройдет, потому что у нее слишком длинные крылья, и она будет задевать ими ледяные колонны, спускающиеся вниз от ледовой поверхности, — объясняет Саттон. — Они могут опускаться вниз на сотни метров и даже доходить до дна».
Поскольку лодка гражданская, у нее не будет никакого вооружения. В ней будут размещаться необитаемые подводные аппараты (дроны), и она сможет погружаться на глубину до 400 метров.
Россия полна решимости закрепить за собой право на добычу полезных ископаемых и энергоресурсов в Арктике, в тех районах, которые станут доступнее из-за глобального потепления, уменьшающего площадь пакового льда. Москва заявила смелые территориальные претензии в Северном Ледовитом океане на районы, простирающиеся далеко за пределы 200-мильной экономической зоны. Но на них претендуют и многие другие страны, а некоторые из них даже желают владеть Северным полюсом. Саттон отмечает, что в 2007 году Россия при помощи мини-субмарины установила свой флаг на морском дне в районе Северного полюса на глубине свыше четырех тысяч метров.