Россия вновь разыгрывает кубинскую карту. Остров в Карибском море, который несколько десятков лет не давал покоя американским службам безопасности, несмотря на сближение с Вашингтоном и окончание действия торгового эмбарго, поддержанное Бараком Обамой, сохраняет связи с Москвой. На этот раз отношения между Гаваной и Москвой строятся на нефти. В последние годы Куба выживала в плане энергетики благодаря соглашениям с Венесуэлой, которая поставляла острову нефть по очень низким ценам и порой даже не требуя за нее платы. Такова была геополитическая логика Венесуэлы Чавеса: она оказывала помощь своим американским союзникам, чтобы к ней относились как к лидеру, способному возглавить Южную Америку под знаком боливаризма.
С приходом к власти Мадуро и началом политического и экономического кризиса в Венесуэле Кубе пришлось смириться с тем, что Каракас не может продолжать соблюдать свои соглашения в нефтяной сфере. Беспорядки, финансовый и гуманитарный кризис в Венесуэле во многом повлияли на ее международные торговые возможности, оставив энергетический вакуум, который трудно восполнить.
Однако именно в этом вопросе на помощь приходит Россия. В первых числах мая российская нефтяная компания Роснефть объявила о достижении соглашения с кубинской государственной энергетической компанией Cubametals о поставке 250 тысяч тонн нефти (как сырья, так и очищенного продукта). Это соглашение предусматривает поставку на Кубу около двух миллионов баррелей нефти в год. Уже в эти дни из России на Кубу должен быть доставлен первый груз нефти — около 250 тысяч баррелей.
Москва в эти годы никогда — даже спустя десятилетия после краха коммунизма и после окончания действия наложенного США эмбарго — не забывала о разрушительном потенциале альянса с Кубой. В 2014 году российский министр обороны Сергей Шойгу утверждал, что Россия рассматривает возможность повторного открытия старых военных баз на территории Америки, особенно в Венесуэле, Никарагуа и на Кубе.
События на Украине и на Ближнем Востоке, разумеется, обусловили политический выбор Кремля, которому пришлось переключить внимание на более горячие и более важные для российской безопасности точки, то есть на Киев и Дамаск. Однако Кремль никогда окончательно не отказывался от идеи возобновления своего присутствия на американском континенте. Эта идея вновь стала набирать обороты: в прошлом году российское Министерство обороны снова заговорило о возможности повторного открытия некоторых военных баз — особенно во Вьетнаме и на Карибах — в качестве ответа на окружение России силами НАТО.
Теперь, когда русские ввязались в соглашение о поставках нефти на Кубу, нельзя недооценивать вероятность того, что они сосредоточат свое внимание также и на Центральной и Южной Америке. Со стратегической точки зрения наличие вновь действующего радиолокационного центра в Лурдесе на Кубе позволит российской армии занять безусловно выгодную позицию для достижения военного баланса на американском континенте. Кризис в Венесуэле и утрата дружественного государства, которое потенциально могло стать гегемоном Южной Америки, является для Москвы весьма важным условием для восстановления контроля над этой территорией. Или хотя бы для сохранения ее в поле зрения.