Вашингтон. — Когда в прошлом месяце американские эсминцы выпустили десятки крылатых ракет по сирийскому аэродрому, появились опасения, что Россия в ответ отключит линию связи, созданную для предотвращения непреднамеренных столкновений в небе над Сирией, где обе страны проводят свои авиационные кампании.
Но прошло уже более полутора месяцев, а российские и американские военные продолжают использовать горячую линию во избежание конфликтов в ходе воздушных операций в Сирии. На самом деле, звонить друг другу они стали чаще.
«Если говорить чисто о количестве звонков, то оно возросло», — заявил в среду репортерам из Пентагона генерал-лейтенант Джеффри Харриган (Jeffrey L. Harrigian), командующий американской авиацией на Ближнем Востоке.
Это отнюдь не говорит о том, что американские и российские дипломаты близки к договоренности об окончании конфликта в Сирии или о будущем президента Башара аль-Асада. Скорее, это указывает на то, что военнослужащие обеих стран пытаются снизить риск непреднамеренного конфликта в тесном воздушном пространстве Сирии, где летают не только американцы со своими союзниками, но и сирийцы, русские, турки и израильтяне.
Американские и российские офицеры начали говорить друг с другом только после начала российской интервенции в Сирии в 2015 году. Две стороны не взаимодействуют в вопросах стратегии, однако делятся информацией во избежание столкновений в воздухе и прочих проблем, пользуясь телефонной линией, которая соединяет авиабазу Аль-Удейд в Катаре, где размещается командный центр коалиционной авиации во главе с США, с российской базой в сирийской Латакии.
Соединенные Штаты воспользовались этой горячей линией и предупредили русских 7 апреля незадолго до бомбардировки аэродрома, с которого сирийские самолеты нанесли удар с применением химического оружия, в результате которого погибли 80 мирных жителей. Считается, что там находилось не менее 100 российских военнослужащих. Американцы постарались не наносить удары по ним, и никто из русских не пострадал.
Российское руководство, возмущенное тем, что по их союзнице Сирии был нанесен удар, пригрозило приостановить действие соглашения о безопасности полетов, заключенное между США и Россией.
Но видимо русские решили, что ракетный удар это единичный случай, а не начало масштабной военной операции по отстранению Асада от власти.
Американские военные хотели, чтобы линия связи продолжала работать, поскольку это позволяет наносить удары по «Исламскому государству» (запрещенная в России организация — прим. пер.) в Сирии, не подвергаясь огню сирийских и российских средств ПВО.
«Нам пришлось увеличить объем работы по устранению конфликтных ситуаций с русскими в условиях перегруженного воздушного пространства, где мы сегодня действуем сами», — сказал генерал Харриган.
Напряженность между двумя сторонами сохраняется. 9 мая российский истребитель назойливо преследовал американский самолет-заправщик KC-10, и генерал Харриган назвал такие действия «непрофессиональным перехватом». По его словам, американские военные подняли этот вопрос перед русскими, которые признали наличие проблемы.
Он отметил, что некоторые беседы с русскими ведутся на довольно высоком уровне. Со стороны коалиции диалог поддерживает генерал-майор, являющийся заместителем Харригана.
Председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Джозеф Данфорд-младший (Joseph F. Dunford Jr.) также предпринял шаги по налаживанию общения с российскими военными. На прошлой неделе он заявил, что генерал-лейтенант Кеннет Макензи (Kenneth F. McKenzie), руководящий вопросами планирования в ОКНШ, разговаривает со своим российским коллегой.
Горячая линия фигурировала в недавнем эпизоде, когда колонна машин шиитских боевиков, которые поддерживают Асада и получают помощь от Ирана, направилась в сторону гарнизона в населенном пункте Аль-Танф, где спецназ из США и стран-союзниц готовит сирийских ополченцев, воюющих против ИГИЛ.
Часть боевиков с бульдозером, экскаватором и танком отделилась от основной группы и начала сооружать небольшой блокпост. Американцы посчитали, что они делают это слишком близко к Аль-Танфу, создавая определенную угрозу. Предупредительные выстрелы не дали результата, и поскольку боевики не хотели уходить, американцы нанесли по ним удар с воздуха.
Теперь американские офицеры поддерживают контакт с российскими коллегами, надеясь на то, что тем удастся убедить боевиков не повторять такие действия.
«Через русских мы стараемся довести до них нашу мысль: мы не желаем, чтобы они создавали нам угрозу», — сказал генерал Харриган.