Сцены, которые разыгрывались во вторник в московском театре «Гоголь-центр» идеально подошли бы для пьесы о жизни в сегодняшней России. Оцепление, полицейские машины, люди в масках и в военной форме.
Однако, к сожалению, это была не инсценировка, а настоящий обыск. Полицейские забрали у артистов мобильные телефоны. В течение шести часов никто не имел права покидать здание или входить в него.
В то же время была обыскана также квартира знаменитого режиссера Кирилла Серебренникова, который руководит «Гоголь-центром». Полиция позвонила к нему в дверь в девять часов утра.
«Я совершенно шокирован»
Лишь после обеда он покинул квартиру в сопровождении чиновников и поехал на допрос. «Мы едем теперь со следователями и будем выяснять, в чем меня обвиняют. Ибо я совершенно шокирован и удивлен», — сказал Серебренников прежде чем сесть в автомашину.
Вечером он был отпущен. Теперь он является свидетелем в деле о якобы имевшем место хищении. Согласно короткому сообщению ведомства, занимающегося расследованием, речь идет в перерасчете о 3,2 миллионах евро государственных денег, которые, по этим данным, были похищены между 2011 и 2014 годами неизвестными лицами из руководства организации «Седьмая студия».
Серебренников руководит театральной студией с 2012 года. Бывший генеральный директор и бывший бухгалтер «Седьмой студии» были в среду также арестованы.
Перед «Гоголь-центром» собрались к вечеру на спонтанную акцию протеста интеллектуалы и артисты. Здесь никто не верил официальной версии следователей. Этот театр считается одним из самых лучших в Москве и пользуется любовью прежде всего у либеральной образованной публики. На сцене Серебренникова много и охотно экспериментируют.
Давно известные тексты русской классической литературы он заново инсценировал со многими намеками на нынешнее время. Пожалуй, самой известной пьесой в «Гоголь-центре» является сейчас постановка поэмы Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» 19-го века.
Из текста, который каждый русский знает со школы, возникла захватывающая инсценировка с использованием народной музыки, советских песен и песен времен перестройки. Произвол власть имущих, бесправие и отчаяние подданных, которое переходит в агрессию — эти столь важные для Некрасова темы Серебренников представляет на примере сцен из современной российской жизни.
Высмеивается патриотизм, предписанный государством
Серебренников, который ставит пьесы также и в «Komische Oper» в Берлине или в Большом театре, стал любимцем московской культурной сцены. Именно его «Гоголь-центр» является для многих интеллектуалов местом, где можно говорить обо всем. Предписанный государством патриотизм здесь беспощадно высмеивается.
Осенью 2014 года, на пике войны на Украине и антизападной паранойи, зрители так бурно аплодировали каждой сцене с политическими намеками в сатирической пьесе «Мученик», словно были прочитаны их мысли. В адаптации этой пьесы Мариуса фон Майенбурга (Marius von Mayenburg) речь идет об одном школьнике, который заражает всю школу своим христианским фундаментализмом.
Единственным человеком, который сохраняет здравый рассудок, является школьный психолог — и именно ее все считают сумасшедшей. Это то чувство, которое либеральному меньшинству в России и сегодня очень хорошо знакомо.
Место «либерального разврата»
Со своей критикой государственной пропаганды Серебренников не приобрел друзей. Консервативные политики и организации неоднократно требовали провести проверку театра и были особенно возмущены тем, что место «либерального разврата» финансируется именно из государственного бюджета.
Ибо это также является частью российской жизни — несколько лет тому назад Серебренникова поддерживал московский министр культуры, который между тем ушел в отставку. Какое-то время ему приписывались также хорошие связи с серым кардиналом Кремля Владиславом Сурковым.
Представление о том, что этот культовый режиссер может стать обвиняемым, возмущает многих деятелей культуры в России. Актриса Чулпан Хаматова зачитала во вторник перед зданием театра совместное заявление московских артистов и режиссеров.
«Мы знаем его как честного, порядочного и открытого человека», — сказала она. Генеральный директор Большого театра написал непосредственно Владимиру Путину письмо поддержки. Поможет ли это, не знает никто. Представитель Кремля Дмитрий Песков отмежевался от следствия и сказал, что Кремль не имеет к нему никакого отношения.
Люди, которые собрались во вторник перед театром, считают, однако, это дело политическим. «Режиму необходимы образы врага, и в России люди с либеральными взглядами объявляются врагами, независимо от того, являются они политическими активистами или артистами», — говорит оппозиционер Илья Яшин.
«Здесь, в «Гоголь-центре», существует свобода, без которой не может быть никакого творчества, — говорит студент Евгений Ляпин, который хочет поддержать свой любимый театр. — Теперь ее хотят задушить».