Руководители бизнеса и государственные чиновники из России и из-за рубежа могут подвергнуться грубой политической пропаганде, собравшись в четверг на самом крупном в России ежегодном Петербургском международном экономическом форуме.
В центре организованного президентом Путиным конкурса красоты будет испытывающая большие трудности российская экономика. Он приказал группе своих советников представить разные и конкурирующие между собой планы по стратегии ускоренного роста.
В конце прошлого года Россия выбралась из двухлетней рецессии, но рост в стране по-прежнему очень слабый — намного ниже требуемых Кремлем трех процентов. А дискуссия по вопросу конкурирующих между собой планов становится все напряженнее, поскольку Путин хочет, чтобы экономические успехи украсили такую формальность, как его комфортное переизбрание на президентский пост в марте будущего года.
«Осенью, когда президент официально решит баллотироваться, он использует эти материалы для своей предвыборной программы», — говорит экономист и бывший государственный чиновник Евгений Гонтмахер.
Проблемы России хорошо известны. Она чрезмерно зависит от экспорта нефти и газа. Она не может найти достаточное количество инвестиций, чтобы модернизировать свою ветшающую инфраструктуру. А производительность труда в стране не поспевает за ростом зарплат, который вызван старением трудовых ресурсов.
Но дебаты о решении этих проблем обрели новую актуальность в связи с тем, что Путину не удалось выполнить обещания, данные им в начале его текущего президентского срока. Он обещал создать миллионы высокооплачиваемых рабочих мест, поднять уровень образования и здравоохранения, а также резко увеличить зарплаты. В результате недавней рецессии, вызванной резким падением нефтяных цен и западными санкциями, реальные доходы населения существенно снизились.
Российское правительство заявляет, что в этом году ВВП в стране увеличится на два процента, а в последующие годы будет расти всего на полтора процента ежегодно. Всемирный банк на этот год прогнозирует рост всего в 1,3 процента, а на 2018-2019 годы в 1,4%.
По словам Кремля, мрачные перспективы становятся серьезной проблемой, ибо в утвержденной в этом месяце стратегии экономической безопасности медленный рост, бюджетный дисбаланс и рост разницы в доходах отнесены к рискам безопасности.
Советники Путина в своих предложениях демонстрируют разные амбиции. Путин попросил разработать всестороннюю политическую стратегию, а каждый политик решительно отстаивает свой собственный план; но кремлевские чиновники отмечают, что президент может подойти к этим мерам избирательно.
Один из главных экономических советников Путина Алексей Кудрин утверждает, что необходимо модернизировать чиновничий аппарат, реформировать суды, сократить участие государства в экономике, провести радикальную реформу в сфере образования и на рынке труда. В своей стратегии Кудрин предусматривает далеко идущие изменения в органах государственного управления, и из-за этого многие считают, что по политическим соображениям Путин откажется принять ее целиком.
Столыпинский клуб, которым руководит уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей Борис Титов, выдвинул свои предложения, в которых мало политики. Но он призывает к частичному свертыванию гибкой системы обменных курсов, к менее жесткой кредитно-денежной политике и к льготным корпоративным кредитам. А это ставит под сомнение ключевые элементы политики Центробанка, руководитель которого Эльвира Набиуллина пользуется доверием Путина в связи с тем, что во многом благодаря ее усилиям страна пережила шок от падения нефтяных цен и западных санкций.
Между тем, премьер-министр страны Дмитрий Медведев представил собственную программу, которую аналитики называют самой реалистичной и гибкой, но наименее амбициозной из трех, так как она предусматривает лишь незначительные перемены в различных отраслях. Важная идея структурной реформы Медведева состоит в том, чтобы сократить отчисления работодателей по социальному страхованию и поднять налог на добавленную стоимость. Это нужно для того, чтобы российские производители стали более конкурентоспособными, а крупная теневая экономика вышла из тени.
Однако Титов предупреждает, что увеличение НДС задушит остро необходимый потребительский спрос, а Кудрин опасается, что сокращение отчислений работодателей в фонд социального страхования усложнит проведение реформы пенсионной системы в России.
Правительство препятствует публичным обсуждениям своего плана до проведения выборов, однако кабинет понемногу продвигается вперед. «Они готовы нажать кнопку, как только состоятся выборы», — сказал один информированный в этом вопросе экономист.
Директор Научно-исследовательского финансового института Владимир Назаров (этот институт работает при Министерстве финансов РФ) говорит: «Россия входит в первую пятерку стран с самым высоким уровнем отчислений работодателей по социальному страхованию». Он указывает на успехи Германии в повышении конкурентоспособности своих экспортеров, что было достигнуто за счет реформ на рынке труда и в сфере социального обеспечения. Но некоторые эксперты предупреждают, что этот план вряд ли приведет к повышению производительности, если Москва не сделает рынок труда более гибким.
Предложения Титова по улучшению инвестиционного климата нашли широкую поддержку в деловом сообществе и в правительственных кругах. Но обозреватели говорят, что план Титова дискредитирован его связями с президентским советником Сергеем Глазьевым, который выдвигает радикальные идеи, скажем, о полной отвязке рубля от доллара.
«Путин ни в коем случае не поддержит такие идеи, — говорит экономист из Renaissance Capital Олег Кузьмин. — Россия успешно приспособилась к низким нефтяным ценам, и это убедило его в том, что ортодоксальная макроэкономическая политика работоспособна».
Пока Путин не сделал окончательный выбор. Во вторник его помощники представили свои конкурирующие планы на совещании за закрытыми дверями. Но Кудрин и Титов уже ведут публичные споры. Кудрин насмешливо написал на этой неделе, что его соперники ведут себя «словно средневековые алхимики, готовые моментально превратить кучи свинца в груды золота».
Титов молчать не стал. «Может быть где-нибудь, когда-нибудь, когда создадутся условия, сами собой улучшатся и те самые „институты". А сейчас все равно все украдут или выведут за границу. Так что не сейчас и не здесь», — сказал он по поводу совета Кудрина.