Аналитики не могли не отметить эскалацию конфликта между коалицией ОАЭ и Саудовской Аравии против Катара. Возникает вопрос: Почему именно в это время, спустя два дня после визита президента США Дональда Трампа в Эр-Рияд, в частности, после проведения американо-исламского саммита и, одновременно, в момент оказания давления США на Катар?
Администрация Трампа сталкивается с давлением внутри США, которое, вероятно, осуществляется сионистским лобби, призывающим пересмотреть союз страны с Катаром в свете последних событий. Речь идет о том, что эмир Катара недавно поддержал «Движения исламского сопротивления» (ХАМАС) против израильской оккупации.
Внезапная эскалация
Ложное заявление
Драматические события начались во вторник поздно вечером со сфабрикованного заявления эмира Катара. Оно быстро распространилось по всем интернет-ресурсам, газетам и телевизионным каналам трех стран, например, Al Arabia в Саудовской Аравии, Sky News Arabia в ОАЭ, частные египетские спутниковые каналы.
В фальшивом заявлении содержатся утверждения и доводы о «натянутых отношениях» между Катаром и администрацией США во главе с президентом Трампом, а также призывы Дохи к «Египту, ОАЭ и Бахрейну о пересмотре своей антикатарской позиции». Кроме того, там говорится о позиции страны по вопросу Ирана: «Он является региональной и исламской силой, которую нельзя игнорироваться, и тем более обострять с ней отношения».
Преднамеренная эскалация
Несмотря на то, что агентство Qatar News (QNA) и катарские власти поспешили опровергнуть подлинность заявления, ссылаясь на взлом веб-сайта агентства, каналы Саудовской Аравии, ОАЭ и Египта проигнорировали это сообщение и продолжили анализировать фальшивое заявление, как будто оно настоящее. Более того, с первых минут его появления, они стали выкладывать подтверждающие видео, для подготовки которых требуется длительное время, как будто все они были сделаны заранее «в ночное время» одним из катарских чиновников.
Политическая эскалация
Даже на следующее утро, вымышленное заявление эмира Катара было опубликовано на страницах и упоминалось в комментариях СМИ. Нападение на Катар и его лидера продолжается и по сей день в том ключе, что эта эскалация является решением, принятым на политическом уровне в ОАЭ и Саудовской Аравии. Особенно сильно его обвиняют наследный принц Абу-Даби Мухаммад ибн Зайд и заместитель наследного принца Саудовской Аравии Мухаммад ибн Салман. Это очевидно, учитывая тот факт, что средства массовой информации, участвующие в провокациях против Дохи, так или иначе связаны с этими двумя лицами.
Почему именно сейчас, после визита Трампа?
Обострение отношений Египта, ОАЭ и Саудовской Аравии с Катаром, кажется, происходит намеренно, если вообще не было заранее подготовлено. Однако возникает вопрос: почему именно сейчас?
Наблюдатели, следящие за политическими событиями в регионе, отметили, что эта эскалация произошла буквально через два дня, после того как лидеры Саудовской Аравии, ОАЭ, Египта и Катара приняли участие в арабском исламском саммите. Напомним, что он состоялся в воскресенье в Эр-Рияде в присутствии Дональда Трампа и десятка лидеров арабских и исламских стран.
Связан ли этот саммит и лично Трамп с ростом напряженности в отношениях между коалицией ОАЭ, Саудовской Аравии и Египта против Катара?
ХАМАС и «Братья-мусульмане»
Ответ на этот вопрос можно найти в статье, опубликованной британской газетой The Guardian в четверг. Издательство указало на существующее давление внутри США (вероятно, во главе с сионистским лобби), с которым сталкивается администрация Трампа. Они настаивают на пересмотре союза с Катаром в свете недавних событий, а именно поддержки Катаром «Исламского движения сопротивления» (ХАМАС) против оккупации в Израиле, а также поддержки «Братьев-мусульман».
Учитывая это давление, The Guardian обращает внимание на недавнее заявление бывшего министра обороны США Роберта Гейтса, в котором он раскритиковал поддержку ХАМАС и «Братьев-мусульман» правительством Катара.
Американское давление
В том же контексте, глава Комитета Палаты представителей по иностранным делам Эд Ройс объявил, что представит законопроект, целью которого будет наказание стран, особенно Катара, поддерживающих ХАМАС и «Братьев-мусульман».
Следовательно, такое давление на Трампа совпадает с позицией Саудовской Аравии и ОАЭ, которые зацепились за возможность начать атаку на Катар. Возможно, это направлено на то, чтобы подтолкнуть правительство страны к пересмотру своей позиции.
Возможно, это своеобразный «зеленый свет» от Трампа, призывающий ослабить давление на его администрацию, не вмешиваясь непосредственно в союз с Катаром, учитывая хотя бы тот факт, что в Дохе расположена крупнейшая авиабаза США на Ближнем Востоке.
В чем секрет кампании?
Кампания Саудовской Аравии и ОАЭ направленная против Катара может иметь и другую сторону. Эр-Рияд и Абу-Даби обеспокоены тем, что на некоторых веб-сайтах появились первые планы и схемы войны в Йемене и на Африканском Роге (Сомали). Кроме того, их волнуют финансовые вложения Катара в администрацию Трампа, ведь они желают получить его расположение и одобрения планов наследного принца Саудовской Аравии Мухаммада ибн Салмана, который взойдёт на престол и будет править после своего отца.
Как и всегда в последнее время, если Саудовская Аравия и ОАЭ захотят подавить любой голос свободы за пределами своей коалиции, то они подготовят обвинения и свяжут их с Катаром или «Братьями-мусульманами».
Вне коалиции
Таким образом, оказывается, что электронная кампания, которую предприняли ОАЭ или Египта при поддержке ОАЭ, началась еще за несколько дней до произошедшего.
Кроме того, Эр-Рияд и Абу-Даби решили, что нужно заблокировать десятки тех сайтов, которые вещают, но не находятся внутри коалиции, в том числе и Al Jazeera.
Здесь следует также отметить, что атака на эти сайты производилась на самых высоких уровнях со стороны ОАЭ, в том числе, со стороны государственного министра иностранных дел Анвара Гаргаша и заместителя начальника полиции и общественной безопасности в Дубае лейтенанта Дахи Халфана.
Если это и показывает что-то, так то, что у атакованных сайтов есть авторитет и влияние, а также страх ОАЭ перед новыми средствами массовой информации.
«Отделение Юга»
Несмотря на то, что позиция Катара пересекается с решением Саудовской Аравии отклонить данный план, королевство все же озабочено тем, что саудовский наследный принц пытаться укрепить отношения с Абу-Даби.
Нужно учитывать несколько факторов, чтобы найти возможные объяснения ухудшения отношений Саудовской Аравии и ОАЭ с Катаром. Возможно, в ближайшее время обнаружатся новые причины, которые сделают картину еще яснее.
По мнению наблюдателей, ОАЭ боится, что в Йемене появится альтернативный проект, в котором роль Катара будет значительно выше и он сможет проводить там свои реформы.