30 мая вышел пятый сезон многосерийного фильма «Карточный домик» (House of Cards). Однако не найдут ли зрители его пресным в сравнении с реальностью?— этим вопросом всерьез задается британское издание Guardian, которое стоит в первых рядах тех мировых СМИ, для которых тема выборов была и остается номером один.
Автор статьи, британский журналист Марк Лоусон (Mark Lawson) напоминает фабулу предыдущего фильма, где герой, которого сыграл знаменитый американский актер Кевин Спейси (Kevin Spacey) — политик Фрэнк Андервуд (Frank Underwood) участвует в президентской гонке на пару со своей женой. А жена претендует на пост вице-президента, и нарушает американскую конституцию в попытке скрыть от журналистов свой, мягко говоря, «извилистый путь» к Белому дому.
Марк Лоусон замечает, что тогда, выход сериала стал успешным и зрители нашли его увлекательным. Но при этом практически все пребывали в уверенности, что лихо закрученные невероятно острые сюжеты, рассказывающие о неслыханном уровне коррупции и непотизме в высших эшелонах американской власти, лишь киношные фантазии, и этого попросту не существует в реальной политике западного мира.
Автор признает, что в марте прошлого года, когда после праймериз в «Великий вторник» многие поспешили сделать вывод, что сенатор Тед Круз (Ted Cruz) легко погасит аутсайдерский бунт Дональда Трампа и выиграет номинацию на лидерство в Республиканской партии, а затем, по всей вероятности, проиграет в президентской гонке Хиллари Клинтон. Однако все пошло не по сценарию.
И вот сейчас, — пишет Guardian, когда вышел пятый сезон сериала, существует реальный риск того, что безумный хаос американской политики при вымышленном президенте Андервуде покажется тусклым в сравнении с тем, что творится сегодня в реальной жизни.
Недавно, актер Кевин Спейси, участвовал в популярной программе Сета Мейерса (Seth Meyers) «Late Night» на NBC, где признал, что политический контекст, в котором мы смотрим «Карточный домик», изменился: и ведь кто-то смотрел шоу и думал: «Это уже слишком! Так не бывает». А потом, полтора года спустя: «Постойте, а ведь это действительно может произойти!» — Или уже происходит.
Guardian пишет, что Netflix выстроил такую надежную защиту от утечки сюжета нового сериала пятого сезона, что и политики могут им позавидовать. Правда, как замечает автор статьи, из продемонстрированного 30-секундного трейлера становится ясно, что «семейный тандем» Андервудов побеждает на выборах 2016 года, а президент начинает расправу, включая физическую, с сенаторами и оппонентами, начинает наступление на инокомыслие, а возможно, как пишет Марк Лоусон, и на основы демократии.
Автор статьи в Guardian идет дальше в своих рассуждениях и пишет, что некоторые обозначенные повороты сюжета выглядят впечатляюще пророческими. Видя протестующих у ворот Белого дома с плакатами «не годен в президенты», Андервуд закатывает трампову истерику: «Американский народ не знает, что ему хорошо». В анонсе фильма нам намекают: герой готов на все, чтобы захватить и удерживать власть.
Марк Лоусон обращает внимание читателей Gurdian на то, что уже не первый раз создателям «Карточного домика» удается пугающе близко подойти к изображению политической реальности. Медиафраншиза Netflix — это американизированная расширенная версия одноименного многосерийного фильма «Би-би-си», снятого режиссером Эндрю Дэвисом (Andrew Davies) по мотивам романа Майкла Доббса (Michael Dobbs), где Маргарет Тэтчер «подсиживает» некий Фрэнсис Уркарт (Francis Urquhart), которого играет Ян Ричардсон (Ian Richardson). (Главные герои как британского, так и американского сериалов имеют преднамеренно «противоречивые» инициалы «F.U.»). Первая серия фильма вышла на «Би-би-си-1» 18 ноября 1990 года, за четыре дня до того, как Тэтчер добровольно ушла в отставку под давлением кабинета министров.
При этом, по мнению автора статьи, несмотря на то, что размытие границ между экранным Андервудом и реальным Трампом может сыграть на руку «Карточному домику», этот фильм в некотором смысле был застигнут врасплох американской политической историей до того, как вышел на экраны. В прошлом году растущий упор на амбиции Клэр Андервуд (Claire Underwood), которую играет Робин Райт (Robin Wright), стать преемником мужа на посту президента был явно сделан с целью отразить и высмеять возможное президентство Хиллари Клинтон. (В этом году создатели шестого сезона шпионской драмы «Родина» (Homeland) также не угадали, изобразив женщину в роли национального лидера).
Марк Лоусон рассуждает в том духе, что как правило, вымышленный и фактический президентские циклы на американском ТВ не совпадают: сыгранный Мартином Шином (Martin Sheen) президент Джед Бартлет (Jed Bartlet) в сериале NBC «Западное крыло» (The West Wing, 1999-2006 годы) — ультрапрогрессивный сверхинтеллектуал, при этом последние пять сезонов телесериала совпали с президентством Джорджа Буша младшего, которого многие считали узколобым неучем. А первые четыре сезона «Карточного домика», где страной правит лжец и убийца, который не может найти общий язык со своей женой, совпали с эпохой Барака Обамы, которого считают высоконравственным человеком, и его супруги Мишель — одной из самых уважаемых первых леди в истории.
В завершении, в своей откровенной статье одного из самых политически ориентированных британских изданий — Guardian, известный в Англии журналист Марк Лоусон, написал: создатели «Карточного домика» задаются вопросом: сработает ли абсурдно преувеличенный образ главного героя как дающая эмоциональную разрядку пародия на Дональда Трампа или, наоборот, покажется блеклым на фоне вечернего выпуска новостей. Возможно, провокационно полагает автор, сериал выиграет больше всего, если сам Трамп посмотрит его и напишет в своем Твиттере о том, насколько все это неправдоподобно.
А тут и бывший главный экономист банка HSBC, Стивен Кинг (Stephen King) свою только что вышедшую книгу «Суровый новый мир: конец глобализации, возвращение истории» (Grave New World: The End of Globalization, the Return of History) завершает жесткой пародией на предвыборную речь дочери Дональда Трампа в 2044 году, где говорится о развале ЕС и выходе США из НАТО как о свершившихся фактах.