Отойдя от своей прежней практики безоговорочных отрицаний, президент России Владимир Путин заявил в четверг, что к прошлогодним кибератакам, предпринятым, чтобы помочь Дональду Трампу одержать победу на выборах, возможно, причастны российские «патриотически настроенные» хакеры, которые действовали как частные лица.
Хотя Владимир Путин и продолжает отрицать какую-либо роль государства, его заявления перед журналистами в Санкт-Петербурге отличаются от прежней позиции Кремля, согласно которой Россия вообще не причастна к взлому серверов Национального комитета Демократической партии и просто после победы Дональда Трампа стала жертвой антироссийской истерии в рядах упавших духом демократов.
Высказывая версию о возможных атаках со стороны российских патриотов, Путин сказал, что хакеры «похожи на художников», которые, «проснувшись утром», выбирают себе цели в зависимости от настроения.
Его слова похожи на высказывания Трампа, который отвергает обвинения в российском вмешательстве и заявляет, что человеком, ответственным за хакерскую атаку на серверы Национального комитета Демократической партии, «может быть кто-нибудь, кто сидит у себя на диване и весит 180 килограммов».
При этом Путин твердо придерживался прежней позиции отрицания причастности к этому российских государственных органов или чиновников. Эти обвинения были озвучены спецслужбами США. В январе они пришли к заключению, что Владимир Путин сам руководил российской «кампанией влияния», включавшей в себя кибератаки и дезинформацию. Целью этой кампании было воздействие на ноябрьские выборы в пользу Дональда Трампа.
«Мы на государственном уровне этим не занимаемся», — заявил Путин в четверг.
Правда, грань между действиями государства и частных лиц зачастую размыта — особенно в том, что касается распространения влияния России за рубежом. Российские граждане, номинально являющиеся частными лицами, воюют в рядах русскоязычных ополченцев на востоке Украины и принимают участие в различных кампаниях, направленных на продвижение российской повестки дня в Восточной и Центральной Европе.
Видимо, беспокоясь из-за того, что американские спецслужбы могут опубликовать доказательства причастности России к прошлогодним кибератакам, Владимир Путин также выдвинул теорию, согласно которой современными технологиями можно легко манипулировать с целью создания ложного следа, ведущего в Россию.
«Могу себе представить и такой вариант, что это специально кто-то делает, выстраивает цепочку различных атак таким образом, чтобы источником этой атаки представить территорию Российской Федерации, ведь современные технологии позволяют это делать, это достаточно легко делается», — заявил Путин.
Здесь Владимир Путин, по всей видимости, повторяет аргумент, приведенный им ранее на этой неделе в интервью французской газете Le Figaro.
«Он говорил совершенно, на мой взгляд, правильно — а может, это из другой страны, может, кто-то, лежа на кровати, там что-то придумал, а может, кто-то специально вставил какую-то флешку где-то с именем российского какого-то гражданина, — отметил Путин в интервью Le Figaro, ссылаясь на слова Трампа. — Ведь в этом виртуальном мире все что угодно можно наворотить. Россия этим никогда не занимается, нам это и не нужно, нам нет никакого смысла это делать. Какой смысл?»
Постепенное изменение позиции России в отношении возможного вмешательства в американские выборы похоже на то, как Владимир Путин неоднократно менял свою «версию» событий, рассказывая о роли России в аннексии Крыма 2014 года и в вооруженных мятежах на востоке Украины. Сначала он категорически отрицал участие в этих событиях российских войск, а спустя несколько месяцев признал, что российские военные принимали в них участие.