Операция «Гнев Евфрата» во главе с Сирийскими демократическими силами (СДС), поддерживаемыми Международной коалицией достигла заключительной стадии в операции по освобождению Ракки, который де-факто является столицей «Исламского государства» (запрещена в РФ — прим. ред.).
Силы во главе с США расширили зону контроля от деревни Аль-Хамрат в сельской местности на востоке Ракки до деревни Ас-Салхабия на западе. Также, она продвинулась на 25 километров в Ракку, освободив много населенных пунктов в северной сельской местности, тем самым заблокировав боевиков с севера. Город окружен с трех сторон, за исключением южного направления, которое остается открытым в сторону пустыни.
Демократические силы Сирии стоят в трех километрах к северу от города Ракка. Сирийские элитные силы вместе с СДС захватили контроль над газоперерабатывающим заводом на северо-западе города. Революционный фронт Ракки, входящий в СДС, поднял флаг сирийской революции на холме Аль-Байя на северо-востоке города. Кроме того, СДС удалось изгнать боевиков ИГИЛ из селения Кдейран на западе, а также взять под свой контроль Эль-Мансур на севере, в результате чего все дороги в город Ракка оказались отрезаны для боевиков. Игиловцам не остается ничего кроме попытки пересечь реку на юге на лодках в поисках поддержки и снабжения, что означает задержку в их перемещениях. Кроме того, беспилотники круглосуточно мониторят пути, по которым террористы могут выйти из Ракки, включая реку Евфрат.
Жертвами авиаудара в Рамадан стали гражданские лица. Многие получили ранения, а более 35 человек погибли, в том числе целые семьи из-за обрушения зданий. Люди начали хоронить погибших в общественных парках из-за сложности доступа к кладбищу, которое находится на линии огня.
«Исламское государство» пытается отрицать поражение и в последней попытке поднять боевой дух своих бойцов в первый день Рамадана казнило двух людей на городском рынке, утверждая, что они являются солдатами Сирийских демократических сил. Кроме того, боевики ИГИЛ устроили шествие по улицам города со стрельбой, в честь празднования захвата боевиками «Исламского государства» города Марави на Филиппинах, считая, что это победа дана Аллахом, который возмещает их потери.
ИГИЛ напоминает владельцам магазинов о необходимости работать только с дирхамами и динарами, предупреждая остерегаться бумажных денег, хотя в тоже время разрешается иметь дело с долларами, если дело касается нефти и налогов.
Согласно информации, полученной из Ракки, была заключена сделка между силами СДС и ИГИЛ, согласно которой бойцам «Исламского государства» и их семьям будет обеспечен безопасный проход, чтобы оставить Ракку и направиться на юг страны. Представитель Демократических сил Сирии отрицает существование какого-либо соглашения. Тем не менее, данные с места событий свидетельствуют о его наличии, тем более, что ранее уже существовали сделки такого рода. Бойцы «Исламского государства» передадут плотину на реке Евфрат и город Табка Демократическим силам Сирии после сделки.
Это будет способствовать началу переговорного процесса. Главы местных племен бегут из областей, которые освобождают бойцы СДС. Ходят слухи, что некоторые влиятельные племена, присоединившиеся к боевикам ИГИЛ, сложили оружие и сбрили бороды, так как им гарантировали безопасность. Кроме того, существует информация о наблюдении за боевиками ИГИЛ в областях, подконтрольных СДС и лагерях для внутренне перемещенных лиц.
В свою очередь Россия выступила с угрозами об уничтожении конвоя боевиков ИГИЛ, направляющегося на юг. Так как России не является стороной, заключившей это соглашение, она будет продолжать вести борьбу с терроризмом.
Министерство обороны России сообщило, что 25 мая российская авиация нанесла удар по колоннам боевиков ИГИЛ, которые двигались из Ракки в сторону сирийской Пальмиры, после заключения соглашения с СДС. Таким образом, Россия четко дала понять, что не признает договор между игиловцами и СДС, а также показала свое нежелание предоставить США легкую победу в Ракке. Однако, Россия не хочет, чтобы война проходила за счет жертв среди гражданских лиц. Тем не менее, Москва не хочет слышать о договоренностях между СДС и ИГИЛ, гарантирующих выход боевиков ИГИЛ из города и стремится избавиться от них в Ракке, чтобы те не закрепились в сирийской пустыне.
Распространение ИГИЛ в пустыне вызовет еще одну войну, а русские не хотят воевать в пустыне, потому как они ищут легкой победы над боевиками. В военных действиях в пустыне не может быть победителей и побежденных. Это будет больше похоже на войну на истощения для правительственных сил и отрядов народного ополчения, как это уже было раньше. Таким образом, ИГИЛ стала «горячей картошкой», который стороны перебрасывают друг другу. Все эти данные говорят о том, что Ракка выступает в качестве игрового поля для региональных и международных сил, чьи действия могут привести к разрушению города и уничтожению его жителей в качестве цены за победу. Эта территория открыта для подсчета очков в этой игре.
Министр обороны США Джеймс Мэттис заявил, что жертвы среди гражданского населения в Сирии неизбежны. Это противоречит всем ценностям, за которые, как утверждали американцы, они будут бороться. Весь ужас этого заявления состоит в том, что оно открывает путь для беспрепятственного уничтожения людей под предлогом «жизненного фактора» и «сопутствующего ущерба».
У ИГИЛ осталось не так много времени и вариантов: либо продолжать сражаться в уже проигранной битве или направиться на юг по безопасному проходу в сторону пустыни, который Международная коалиция и СДС намеренно оставили для боевиков. Кроме того, они могут направиться в сторону других сирийских районов или иракского Аль-Анбара для создания новой штаб-квартиры организации. При любом раскладе регион Аль-Бадия будет местом сосредоточения сил «Исламского государства» в случае потери боевиками контроля над Раккой.
США необходимо предпринять решительные действия и тогда, возможно, в течение нескольких дней они смогут завершить операцию в Ракке.