29 мая Северная Корея провела третий за последние три недели пуск баллистической ракеты, вызвав новую волну протестов в Южной Корее и Японии. Напряженность растет в регионе с начала года, когда режим Ким Чен Ына приступил к серии испытаний, из которых это уже девятое по счету.
Лидеры стран «Большой семерки», собиравшиеся на недавнюю встречу в Италии, единодушно признали, что сдерживание Северной Кореи должно быть главным приоритетом — об этом заявил премьер-министр Японии Синдзо Абэ. Однако учитывая воинствующее затворничество этой страны, набор вариантов оказывается весьма ограниченным.
В поисках наилучшего решения этой проблемы попытаемся объяснить ситуацию на Корейском полуострове с точки зрения теории игр.
Бросок костей
Теория игр применима к анализу конфликтов и сотрудничества в условиях конкуренции. Согласно ей, совместный результат возможен, когда игра повторяется бесконечно долго, игроков мало, а информация об игре известна всем участникам.
Положительный результат достигается тогда, когда действует закон взаимности; когда в случае нечестной игры есть возможность принять ответные меры, поскольку игра повторяется бесконечно. При наличии такой альтернативы и когда результатом является сотрудничество, у игроков нет особых мотивов для мошенничества.
Но если игра проводится единожды или повторяется конечное число раз, если в ней задействовано большое количество игроков, и каждый из них не имеет понятия о стратегии другого, тогда каждый отдает предпочтение результату, «ориентированному на него самого». В этом случае каждый игрок выбирает наилучшее решение индивидуально, а не сообща. В итоге конечный результат для каждого из них приемлем, но не идеален.
Происходящее на Корейском полуострове больше напоминает последний сценарий. Решать вопрос ракетно-ядерной программы КНДР с помощью упреждающего удара — не самый простой и едва ли оптимальный вариант, а основные игроки скорее всего будут преследовать свои собственные интересы.
Корень проблемы в том, что Северная Корея объявила о своем намерении принять ответные меры в случае любых военных действий.
Это может вылиться в гуманитарную катастрофу, ведь столица Южной Кореи Сеул находится всего в 60 километрах от границы. К тому же главный удар в этом случае может прийтись на контингент американских войск (численностью 28 500), базирующийся в Южной Корее.
Любая контратака со стороны Северной Кореи вызовет ответный удар с юга и может привести к войне на Корейском полуострове. Или же, если США и Южная Корея не отреагируют, станет для этих стран серьезным унижением. В любом случае точное место расположения северокорейских ракет по большей части неизвестно.
Более действенным способом ограничить развитие северокорейской ядерной программы может быть ужесточение существующих экономических санкций и в случае необходимости введение новых.
В этом вопросе ключевая роль принадлежит Китаю. Именно он является главным торговым партнером Северной Кореи. Китай обеспечивает страну нефтью, а сам импортирует каменный уголь, благодаря чему Северная Корея получает иностранную валюту. Более 90% нефти, потребляемой в Северной Корее, привозится из Китая.
Зависимость Северной Кореи от Китая возросла с тех пор, как ООН в 2016 году ввела в ее отношении экономические санкции; Япония в 2006 году прекратила с режимом торговые отношения, а Южная Корея последовала тому же примеру 24 мая 2010 года.
Между тем вопрос усиления экономических санкций вызывает у Китая большие сомнения, и он идет на подобные меры без особого энтузиазма.
Китай раздирают противоречия потому, что он не хочет, чтобы у Северной Кореи было ядерное оружие. Ведь тогда страна может представлять непосредственную угрозу, а это послужит для Японии и Южной Кореи предлогом для разработки собственного ядерного оружия.
Но, с другой стороны, Китай не желает краха северокорейского режима. Последний чреват миграционным кризисом у китайских границ, к тому же объединенный Корейский полуостров, вероятнее всего, попадет под влияние США. Не стоит забывать, что Северная Корея также является для Китая идеальным буфером, чтобы избежать с Соединенными Штатами прямой конфронтации.
Сужающийся диапазон возможностей
Пока же единственный победитель в этой игре — Ким Чен Ын. Помимо текущих испытаний ракет, его режим в сентябре 2016 года успешно завершил пятые по счету ядерные испытания. Предыдущие были проведены в 2006, 2009, 2013 году и в январе 2016 года. Эта ситуация иллюстрирует один из наиболее напряженных моментов в стратегической обстановке: столкновение индивидуальных и групповых интересов.
Чтобы избежать войны и укрепить сотрудничество, Китаю придется разделить ответственность за дипломатическую кампанию, нацеленную на поиски мирного решения. В настоящее время он эффективно обеспечивает Северной Корее прикрытие, позволяя ей разрабатывать ядерное оружие.
В условиях эскалации необходимо, чтобы Китай наряду с США, Южной Кореей, Японией и Организацией Объединенных Наций гарантировал надежное и мощное сдерживание Северной Кореи и не допустил с ее стороны дальнейших ядерных разработок.
Однако для всех участников, за исключением Северной Кореи, этот вариант с каждым разом становится все более трудновыполнимым. При дальнейших достижениях в ядерной сфере у Северной Кореи будет все меньше поводов отказаться от разработок, а это в свою очередь ограничит радиус действий для другой группы игроков.
Теория игр сообщает нам, что индивиды, преследующие собственные корыстные цели, получают от своей беспринципности больший выигрыш. Китай, возможно, не хочет лишиться стратегического партнерства или экономических выгод, которые приносит ему торговля с Северной Кореей; при новом либеральном президенте Южная Корея может стремиться к сохранению политики сближения, проводимой бывшим президентом Ким Дэ Чжуном; а Соединенные Штаты могут выбрать более легкий путь применения военной силы.
Но важно помнить, что все эти результаты окажутся для каждого из игроков не самыми предпочтительными. Наилучшим вариантом является сотрудничество между всеми участниками, включая Китай. Последовательная невоенная стратегия, применяемая сообща, есть самый эффективный способ ослабить напряженность, возникшую в результате развития северокорейской ракетно-ядерной программы.