Ситуация на востоке Украины, где российские силы с момента «разворота» Украины на Запад в 2014 году ведут интервенционную войну, унесшую жизни уже десяти с лишним тысяч человек, в последние полгода серьезно ухудшилась. Сейчас там гибнет больше мирных жителей, чем год назад. Согласованное в Минске перемирие, которое должно было остановить кровопролитие, нарушается все чаще и чаще, а страдания населения усилились еще больше в связи с обострением экономической войны между оккупированными территориями и остальной частью Украины.
В таком развитии ситуации виноваты обе стороны. Заместитель руководителя миссии ОБСЕ, швейцарец Александр Хуг (Alexander Hug) сказал в интервью нашему изданию, что рост числа нарушений режима перемирия (более тысячи случаев в день, а с января по май оно выросло вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2016 года) связано, в первую очередь, с тем, что украинские части и пророссийские боевики находятся слишком близко друг от друга. Кроме того, во многих местах при этом используется тяжелое оружие, применение которого запрещено Минскими соглашениями.
В таких случаях соглашения нарушают обе стороны. Потому что незамедлительно реагируют на «воинственные действия» противоположной стороны. И одно нарушение перемирия тут же влечет за собой следующее. В общей сложности, по словам Хуга, за первые пять месяцев этого года погибли 44 мирных жителя и были ранены еще 188. Иначе говоря, речь идет о 232 жертвах среди населения, тогда как с января по май 2016 года их число составило «всего» 110. Статистическими данными о военных потерях миссия ОБСЕ не располагает.
Но даже если в ухудшении положения виновны обе стороны конфликта, есть один аспект, в котором вина лежит, прежде всего, на пророссийских силах: насилие по отношению к безоружным членам миссии ОБСЕ, наблюдающим за ситуацией на востоке Украины с 2014 года. В апреле произошел первый инцидент со смертельным исходом для представителя ОБСЕ, когда бронированный внедорожник организации наехал на мину на территории, подконтрольной пророссийским боевикам.
Надо сказать, что с начала войны обе стороны мешали сотрудникам ОБСЕ, угрожали им и обстреливали их. Понятно, что ни одна из сторон не заинтересована в том, чтобы наблюдатели регистрировали их нарушения мирных соглашений, так что патрулям ОБСЕ в минувшие месяцы неоднократно доводилось сталкиваться с противодействием со стороны как украинских солдат, так и пророссийского ополчения. Однако есть очень существенная разница. «Вооруженные группы на территории так называемых Донецкой и Луганской Народных Республик мешали нашим наблюдателям гораздо более агрессивно», — сказал Хуг. Если украинцы просто не давали проехать представителям ОБСЕ, то пророссийские боевики часто устраивали серьезные инциденты.
Так, из докладов наблюдателей следует, что с января этого года их патрули около десяти раз подвергались нападениям с применением стрелкового оружия или ручных гранат, и практически всегда это происходило со стороны пророссийских ополченцев. И ни разу виновными не оказывались украинские солдаты, хотя в отдельных случаях складывалась неоднозначная ситуация, и наблюдатели не могли точно определить, кто именно стрелял по ним, и были ли артиллерийские обстрелы поблизости направлены именно против них. Однако во многих случаях все бывало очевидно: когда наблюдатели патрулировали оккупированные пророссийскими силами территории, на них с проезжавших мимо грузовиков бросали гранату, которая оказывалась «всего лишь» дымовой шашкой.
После этого вооруженные сепаратисты выкрикивали в адрес наблюдателей угрозы, а если это были женщины, то и сексистские оскорбления. Потом сепаратисты занимали боевую позицию и начинали стрелять по автомобилю ОБСЕ, за которым пытались спрятаться наблюдатели. Еще пьяные боевики могли броситься под колеса автомобиля с наблюдателями и остановить его. Подобные случаи описывались в докладах ОБСЕ неоднократно. Часто сепаратисты стреляли по наблюдателям «всего лишь» с целью устрашения, но иногда (например, 17 марта) они открывали по ним прицельный огонь, так что представители ОБСЕ буквально слышали свист снарядов.
Многое свидетельствует о том, что рост агрессивности не случаен, а, вероятно, является частью некоего плана, в рамках которого пророссийские режимы на востоке Украины стараются парализовать деятельность ОБСЕ. В некоторых местах это происходит уже давно. Хотя Минские соглашения предусматривают беспрепятственный доступ наблюдателей ко всей территории Украины, Москва и ее приспешники изначально не давали и не дают им возможности контролировать ситуацию на приграничных с Россией территориях.
Их туда попросту не пропускают, и у них нет возможности увидеть, в каких объемах Россия направляет в охваченные конфликтом районы военную технику. Москва отрицает это, но Киев и его западные союзники уверены, что сепаратисты получают оружие прежде всего именно таким образом. На одном из немногих контрольных пунктов ОБСЕ, с наличием которого мирятся боевики, наблюдатели ежедневно слышат шум проходящих мимо поездов. При этом сами рельсы им не видны, так что они не могут знать, что именно перевозят эти поезда.
В одном документе, в мае попавшем в руки представителей миссии, говорится, что, возможно, на остальной территории, оккупированной Россией, деятельность ОБСЕ также будет невозможна в полном объеме. В нем содержатся распоряжения в адрес пророссийской ДНР, согласно которым боевикам предписывается останавливать любые патрули ОБСЕ и разрешать им двигаться дальше лишь по «запланированным маршрутам», что является очевидным нарушением Минских соглашений. Если эти распоряжения действительно будут воплощаться в жизнь, действия миссии окажется парализованы на всей оккупированной территории, и наблюдателям не удастся регистрировать нарушения перемирия со стороны сепаратистов.
Тогда Минские соглашения, в их нынешнем виде подписанные президентами Франции, России и Украины, а также канцлером Германии, окажутся «в коме». Война, которую к настоящему моменту удалось в значительной степени «погасить», в любом случае разгорается с новой силой. Политические и экономические договоренности так и не получили реального практического продолжения. А если Москва теперь позволит своей «теневой армии» на Украине парализовать деятельность миссии ОБСЕ, то от Минских соглашений и вовсе ничего не останется.