Нет никаких сомнений в том, что отношения между Россией и Катаром не настолько безоблачны, как многие думают. В настоящее время экономические проекты и инвестиции связывают Москву и Доху, но если мы обратимся к прошлому, то увидим, что после того, как Катар настроил чеченских моджахедов против советских войск, а также после его поддержки террористов в Сирии, убивающих российские войска, сражающиеся против ИГИЛ (запрещена в РФ — прим. ред.), напряжение между двумя странами только нарастает.
Доказательством наличия трещины в отношениях между странами, может служить тот факт, что Россия располагает информацией о поддержке Катаром сил международного терроризма. Председатель Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Виктор Озеров заявил, что пока никаких изменений в отношениях между Катаром и Россией происходить не будет. Однако следует тщательно изучить поступившую информацию о том, что Катар поддерживает международный терроризм.
Чиновник также добавил, что Россия является суверенным государством, которое реализует независимую политику и не подстраивается под решения других стран. Однако, конечно же, мы будем внимательно изучать всю информацию, поступившую из Египта и Саудовской Аравии, о том, что Катар оказывает поддержку международному терроризму.
В свою очередь, министр иностранных дел России Сергей Лавров, комментируя разрыв отношений между арабскими и исламскими странами и Катаром, заявил, что Москва готова строить дружеские отношения со всеми странами Ближнего Востока. Он также добавил, что Россия поддерживает стремления этих стран противостоять международному терроризму.
Лавров заявил, что Москва стремится поддерживать сложившиеся хорошие отношения со всеми странами, особенно в этом регионе. Сейчас самое главное — сосредоточить все внимание на угрозе международного терроризма.
Объявив о своем решении разорвать дипломатические и консульские отношения с эмиратом Персидского залива, арабские и исламские страны нанесли тяжелый удар по Катару. Они готовы принять враждебные меры против катарского правительства, которое поддерживает террористические организации, особенно «Братьев-мусульман», а также подрывает безопасность и стабильность в тех странах, которые заявили о своем решении.
Россия стала раскрывать истории принятия и укрытия террористов в Дохе. В 2001 году спецслужбы государства обнаружили в стране чеченского писателя и политика Зелихмана Абдулмуслимовича Яндарбиева. Именно он был президентом Чеченской республики Ичкерия с 21 апреля 1996 года по 12 февраля 1997 года. Владимир Путин, в свою очередь, пообещал, что он будет ликвидирован.
В 2000 году Яндарбиев отправился в Пакистан, чтобы закрепить и упрочить отношения со своими коллегами в Афганистане, однако давление Москвы на Исламабад заставило и вынудило его перебраться в ОАЭ, а затем в Турцию. Доха же стала его последней остановкой.
В октябре 2002 года, перед тем как Катар принял и укрыл его, Яндарбиев организовал захват заложников в московском театре, и сделал несколько телефонных звонков группе боевиков. Во время операции по освобождению заложников, проведенной российскими спецслужбами, погибло 129 из 800 человек. Большинство находившихся в театре погибло от использованного в ходе штурма газа. Также спецслужбы России ликвидировали 41 боевика.
Во время своего пребывания в Катаре, Яндарбиев поддерживал террористические группировки на родине. Правительство России официально потребовало от эмирата выдачи его властям. В 2004 году Министерство иностранных дел неоднократно вызывало посла Катара в Москве по этой причине.
13 февраля 2004 года Зелихман Яндарбиев был убит в результате подрыва его автомобиля во время возвращения домой из столицы Катара Дохи. Он скончался в больнице, а его 13-летний сын Дауд получил тяжелые ранения. Изначально не было ясно, кто несет ответственность за взрыв, однако в дальнейшем подозрения пали на российские спецслужбы, которые в свою очередь полностью отрицали свою причастность.
На следующий день после нападения власти эмирата арестовали трех россиян, работающих в российском посольстве в Катаре. Один из них был освобожден благодаря своему официальному статусу дипломата, двух других продолжали обвинять в убийстве Яндарбиева. В ходе расследования прокуратуры Катара было установлено, что обвиняемые получили приказ совершить убийство лично от Сергея Иванова. 30 июня 2004 года они были приговорены к пожизненному заключению. Судья указал на то, что они действовали по приказу российского руководства.
Такое постановление суда усугубило отношения между Дохой и Катаром. 23 декабря 2004 года Катар согласился передать заключенных в Россию, где они смогли бы отбывать тюремное заключение. После их депортации на родину, российские тюремные власти сообщили, что постановление Катара «не имеет ничего общего с законами России», они были выпущены на свободу и исчезли из поля зрения.