Со всех сторон Россия окружена врагами. После дестабилизации Ближнего Востока и украинской революции, агрессивный Запад мечтает о свержении Кремля. Еще никогда с момента возвращения Владимира Путина к высшей власти в 2012 году, этот симптом осажденной крепости — устойчивый признак российской и советской политики — никогда еще не был выражен с такой силой и единством.
В четверг основные представители органов безопасности, дипломатии и законодательных органов России, а также члены правительства и политологи собрались в Совете Федерации, чтобы выступить против «вмешательства деструктивных сил в дела страны». Это совещание было организовано после разочаровывающих встреч Владимира Путина с его коллегами из Франции и Германии, накануне решающих слушаний в Конгрессе о предполагаемой роли Москвы в ходе избирательной кампании в США, и в преддверии «избирательного цикла», в ходе которого Путин будет претендовать на четвертый мандат, хотя его позиции ослаблены народными протестами и вялотекущей экономикой страны.
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко перечислила весь арсенал средств, который был использован против России: «организация информационных атак, финансирование антиправительственных политических сил, использование темы защиты прав человека в целях внутриполитической борьбы, создание межрелигиозных и международных конфликтов, нагнетание протестных настроений». Матвиенко назвала это антироссийской истерией, направленной на то, чтобы «ослабить нашу страну и проводимую ею независимую внешнюю политику, чье влияние растет во всем мире». В свою очередь, глава российской внешней разведки Сергей Нарышкин обвинил американские правительственные структуры в ведении экономической войны против России.
По окончании встречи, проходившей при закрытых дверях, сенаторы объявили о создании комиссии по противодействию иностранному вмешательству, по контролю за враждебной активностью иностранных государств и организаций и о подготовке соответствующей законодательной базы. Главными жертвами закона станут нежелательные НКО, и доступ к их сайтам может быть заблокирован по решению прокуратуры. «Российские СМИ с иностранным финансированием должны воздерживаться от любого вмешательства в российскую политику»,— добавил министр связи Николай Никифоров. В четверг ежедневная независимая газета «Ведомости» вышла с заголовком «Русский маккартизм».
Напряженная атмосфера во время совместной пресс-конференции Владимира Путина и Эммануэля Макрона в Версале, которая состоялась после не очень радушной встречи с Ангелой Меркель, только усиливают впечатление, что нормализация отношений с Европой остается весьма отдаленной перспективой. В отсутствии публичной реакции Путина на нападки Макрона на российские СМИ RussiaToday и Sputnik, журналистка Галина Тимченко усматривает возможность ассиметричных ответов. Похоже, час настал. «При помощи объявленных мер Сенат предупреждает Запад: если вы будете критиковать Россию и закроете Russia Today, тогда мы сами возьмемся за наших граждан, и это не останется незамеченным», — считает председатель НКО «Мемориал» Олег Орлов. Его организация уже попала в список иностранных агентов. Орлов боится, как бы российское общество не стало «заложником» конфликта между Россией и Западом.
Генеральный прокурор Юрий Чайка, который уже контролирует 73 некоммерческих организации, 10 из которых признаны нежелательными с 2015 года за то, что они «фабрикуют революционные сценарии и формируют политическую силу, контролируемую Западом». Акции протеста 26 марта, которые вывели на улицы тысячи молодых людей, парализовали Кремль. Валентина Матвиенко призвала к ужесточению законодательства против тех, кто пытается использовать молодежь и детей в своих протестных целях. Она отрицает факт «закручивания гаек», но другие идеологи предупреждают: Россия ввязывается в длительный конфликт с Западом.