Всем рекомендую ресторан на первом этаже отеля Hilton, который находится рядом с выставочными павильонами «Экспоцентра». Замечательная экзотическая карри-версия горохового супа, и цены совсем не кусаются. Отличное обслуживание.
Я очутился на обеде в отеле Hilton, потому что принимал участие в Петербургском международном экономическом форуме. Ежегодная масштабная встреча мужчин в костюмах была перенесена в «Экспоцентр» на юге города, потому что старый конгресс-центр на Васильевском острове для такого мероприятия стал тесен.
Жители Васильевского острова этому, конечно, только рады: поток такси, микроавтобусов и черных автомобилей под тщательным контролем полиции превратил их жизнь в настоящий трехдневный ад.
За соседним столиком в ресторане отеля сидел громадный русский клиент с двумя спутницами. Пятидесятилетний мужчина, синий пиджак, голова напоминает ведро, маленькие уши, лысина.
«Эй, девушка!» — прокричал лысый, требуя счет.
В том, что официантов в России называют «девушками», нет ничего странного. Официантка может быть «девушкой», даже если речь идет о шестидесятилетней женщине, и она вовсе не обидится на такое обращение.
Однако в этот раз я отметил некоторую напряженность в языке тела обслуживающего персонала. Лысый прокричал «девушка!» двум молодым официантам-мужчинам, стоящим рядом с кассовым аппаратом. Один из них неохотно пошел к клиенту, второй смотрел куда-то в потолок.
Слово «девушка» больше не является синонимом «официанта». Особенно если обращение относится к молодым статным мужчинам.
Россияне часто смеются над политически корректным языком Европы. По их мнению, жеманство не сделает этот мир лучше, скорее наоборот.
В прошлом году водитель такси из Мурманска полчаса читал мне монолог о том, что ничего плохого в слове «негр» нет. По его мнению, такие слова, как «афроамериканский» и «африканец» — глупость, если мы не знаем, откуда этот негр родом. Однако негодование шестидесятилетнего водителя свидетельствовало о том, что российская молодежь с ним в какой-то степени не согласна.
Изменения в языке отделяют одно поколение от другого. Президент Путин 1952 года рождения поднял свой юмор на новый уровень три года назад, сказав, что в санкционный список попали «как специально, два еврея и один хохол» — его друзья Геннадий Тимченко и братья Ротенберги. «Хохол» в русском языке — уничижительное название украинца.
В словах президента есть и скрытый смысл: по отношению к своим приятелям он может применять политически некорректные выражения. Ведь они приятели, а над приятелями подшучивать можно. Я готов признать, что меня, финна 1959 года рождения, эта фраза немного позабавила.
Молодых россиян эта ситуация, напротив, немного напрягла — независимо от того, как они относятся к президенту.
Напряженность — хорошее слово и для того, чтобы передать реакцию официантов, к которым обратились как к «девушкам». Я ощутил, насколько атмосфера стала лучше после того, как тупоголовый покинул ресторан.