Чиновников из администрации Трампа и законодателей все больше беспокоит то обстоятельство, что Россия наращивает торговлю с Северной Кореей в нарушение международных санкций, ставя тем самым под удар действия США по оказанию давления на Пхеньян. А КНДР тем временем продолжает реализацию своей ракетно-ядерной программы.
Однако Белый дом пока не призвал публично Россию к ответу за ее сотрудничество с Севером.
Россия заполняет вакуум, возникший после того, как Китай начал сокращать товарооборот с Северной Кореей в ответ на давление со стороны администрации Дональда Трампа. Она уже заменила Китай в качестве главного поставщика реактивного топлива для Пхеньяна. В марте Москва подписала с Севером соглашение об увеличении числа северокорейских рабочих на своих объектах, а в прошлом месяце открыла паромное сообщение между Владивостоком и этой изолированной страной для перевозки пассажиров и грузов.
«Если мы всерьез хотим закрутить экономические гайки Северной Корее, нам надо пристально следить за этими действиями», — заявил Foreign Policy один чиновник из администрации.
Белый дом обеспокоен тем, что Россия помогает КНДР топливом и деньгами, однако главной спасительной надеждой для Северной Кореи остается Китай. «Русским придется приложить немало усилий, чтобы заместить поставки из Китая», — отметил этот чиновник.
Та поддержка, которую Россия оказывает Северной Корее, создает проблемы для Белого дома, стремящегося изолировать режим Ким Чен Ына и улучшить отношения с Москвой. Россия своими действиями подрывает попытки наказать Север экономическими методами за его ядерную программу и создание ракет, и создает препятствия для налаживания более тесных связей между Вашингтоном и Москвой.
Администрация Трампа пока не критикует Россию открыто за торговлю с Северной Кореей, но высокопоставленные сотрудники Белого дома делают определенные намеки на сей счет. Выступая в прошлом месяце перед репортерами, представитель США в ООН Никки Хейли похвалила Китай за исполнение режима санкций, однако отметила, что «эти пустоты пытаются заполнить другие страны».
«Если какая-то страна поддерживает Северную Корею и осуществляет туда поставки, мы будем критиковать ее за это», — сказала Хейли. Но пока Белый дом воздерживается от публичных упреков в адрес России.
Определить объемы российской помощи Северной Корее довольно трудно, однако южнокорейские эксперты в последние месяцы заметили существенное увеличение товарооборота между двумя странами, о чем рассказал Го Мен-Хен (Go Myong-hyun), работающий научным сотрудником в сеульском аналитическом центре «Асанский институт политических исследований».
«Если Китай сокращает объемы приграничной торговли, то у Севера появляется стимул обратиться к русским и закупить все необходимое», — сказал он.
По словам этого эксперта, Россия увеличила поставки дизельного топлива в Северную Корею. Вместе с тем, он отметил, что Москва своими действиями вряд ли в полной мере восполнит те поставки, которые осуществлял Пекин. Объем торговли между Китаем и Северной Кореей по-прежнему во много раз превосходит товарооборот между Пхеньяном и Москвой. На долю Китая приходится 90% внешней торговли Северной Кореи, что в денежном выражении составляет примерно 6,1 миллиарда долларов.
Российский объем торговли с Пхеньяном равен всего 84 миллионам долларов.
На границе Северной Кореи с Китаем и Россией процветает контрабанда, чему способствует коррупция во власти, сказал Го. По этой причине очень трудно дать точную оценку объемам торговли. А данные официальной статистики ненадежны.
Поскольку Пхеньян продолжает испытательные пуски ракет и грозит нанести удары по американским городам и военным базам, Белый дом Трампа назвал угрозу со стороны северокорейского ядерного арсенала высшим приоритетом своей внешней политики. Администрация возлагает надежду на то, что ей удастся убедить Китай использовать свои рычаги давления и заставить Пхеньян отказаться от попыток создания межконтинентальных баллистических ракет.
Торговля Москвы с Пхеньяном вызывает определенные сомнения в конгрессе, который уже не верит неоднократным обещаниям администрации оказать «максимальное давление» на северокорейский режим. Законодатели требуют от администрации предоставить им больше информации о действиях России в Северной Корее и призывают к активным мерам противодействия незаконной торговле.
Сенатор-демократ Бен Кардин (Ben Cardin), занимающий важное положение в сенатском комитете по иностранным делам, рассказал Foreign Policy, что администрация Трампа «хранит странное молчание по поводу того, что Россия наращивает помощь Пхеньяну». При этом он сослался на сообщения о том, что Россия «оказывает Северу важную экономическую помощь в таких вопросах как поставки топлива, важных материалов для северокорейской ракетно-ядерной программы, и обеспечивает Пхеньяну дипломатическое прикрытие в ООН».
«Трудно понять, каким образом активизация Москвы на Корейском полуострове способствует ее интересам, — сказал Кардин. — Президент Трамп должен предельно ясно высказаться по поводу России. Россия нам не друг и не партнер».
В Совете безопасности ООН Москва решительно препятствует санкциям против Северной Кореи, которые могут помешать российскому бизнесу, ратуя за более точечные меры и настаивая на исключениях для российских фирм, говорят дипломаты.
«Мы видим, что Россия занимает все более жесткие позиции в защиту Северной Кореи, часто превосходя в этом плане китайцев», — сказал один дипломат из ООН, пожелавший остаться неназванным.
«Россия проводит очень жесткую линию. Если Москва потеряет хотя бы рубль в торговле с Северной Кореей, она наверняка примет меры противодействия, которые повлияют на ее торговлю с Севером», — заявил этот дипломат.
Во время прошлогоднего обсуждения резолюции ООН по вопросу санкций Москва выступила с возражениями, затянув ее утверждение до декабря. А ее дипломаты добились внесения в них одного условия, которое позволяет российским угольным транспортам проходить транзитом через северокорейский порт Насон.
Позиция России по Северной Корее еще больше запутала планы администрации Трампа по дипломатическому примирению с Россией. Придя в Белый дом, Трамп говорил о возможном сближении с Москвой, а высокопоставленные чиновники из администрации высказывались о возможной отмене санкций, введенных США за захват Россией Крыма и разжигание гражданской войны на востоке Украины.
Но уже в первые месяцы работы администрации Трампа попытки ослабить напряженность натолкнулись на многочисленные препятствия. Среди них был нарастающий скандал по вопросу о том, вступали ли помощники Трампа в сговор с кремлевскими агентами с целью вмешательства в выборы 2016 года. Отношения еще больше ухудшились, когда Трамп приказал нанести ракетный удар по сирийской авиабазе в ответ на применение режимом Асада химического оружия, что вызвало негодование у российского правительства.
В последние недели сотрудники Совета национальной безопасности расследуют российскую поддержку Северной Корее, считая ее одним из нескольких препятствий на пути снятия санкций против Москвы. Об этом на условии соблюдения анонимности сообщил другой высокопоставленный руководитель из администрации.
Между тем, Вашингтон в последние недели взял в перекрестье своего прицела российские фирмы, занимающиеся бизнесом с Северной Кореей. В этом месяце Министерство финансов ввело санкции против компании Ardis-Bearings и ее директора Игоря Александровича Мичурина за коммерческие связи с северокорейской торговой компанией, якобы участвующей в ракетно-ядерных программах и в разработке оружия массового уничтожения.
Кроме того, министерство подвергло санкциям российскую «Независимую нефтегазовую компанию» (ННК), которая якобы поставила в Северную Корею нефтепродуктов более чем на миллион долларов. Объясняя принятое решение, американское ведомство заявило, что эта компания «может быть причастна к уклонению от санкций против Северной Кореи».
Санкции будут иметь ограниченный эффект, однако «их введение следует расценивать как предупреждение», сказал специалист по санкциям Джошуа Стэнтон (Joshua Stanton), ведущий блог One Free Korea.
Россия экспортирует в Северную Корею реактивное топливо, грузовики и прочие товары, а оттуда завозит десятки тысяч северокорейских рабочих, которые трудятся на лесозаготовках и стройках. Всего в России работает примерно 40 тысяч человек из Северной Кореи, а Москва недавно подписала с Пхеньяном соглашение о приеме дополнительной рабочей силы. Такая схема дает режиму Кима стабильный источник валюты, поскольку большая часть зарплаты рабочих перечисляется непосредственно северокорейскому государству.
КНДР использует коммерческие связи с Китаем для обхода введенных мировыми державами карательных санкций, о чем говорится в вышедшем в понедельник докладе некоммерческой исследовательской организации C4ADS. Следящие за северокорейской экономикой аналитики опасаются, что поскольку Китай закручивает гайки таким фирмам, Пхеньян будет пытаться налаживать отношения с российскими компаниями.
«Северная Корея понимает, насколько она уязвима в силу своей полной зависимости от Китая, — сказал старший научный сотрудник Фонда защиты демократий (Foundation for the Defense of Democracies) Энтони Раггиеро (Anthony Ruggiero). — Поэтому вполне понятно ее стремление к диверсификации».
В условиях напряженности между Россией и США Москва может воспользоваться своей поддержкой Пхеньяна как рычагом давления на американских недругов. Однако Раггиеро отмечает, что Северной Корее будет трудно пользоваться услугами российских банков для выхода на глобальные финансовые рынки, применяя схему, которую она использовала с китайскими фирмами. Американские санкции против России заставили западные банки внимательнее следить за российскими денежными операциями.
Россия уже давно поддерживает дружественные отношения с Северной Кореей, которые зародились в первые годы холодной войны. Поддерживая экономические связи с Севером, Москва сохраняет свою значимость на международной арене и сбивает с толку Китай и Соединенные Штаты, говорят эксперты.
«Достаточно показать, что Россия это активный игрок в том регионе, и что Китай не обладает монопольной властью на Дальнем Востоке», — сказал Уильям Кортни (William Courtney) из исследовательского центра RAND Corporation, в годы своей работы в Госдепартаменте разрабатывавший политику в отношении России.
Москва также пришла к выводу, что если Китай не хочет разрывать все свои торговые связи с Северной Кореей, то и России этого делать не следует, отмечает Кортни. «Россия не станет бездумно отказываться от рычагов влияния на КНДР, если свои связи не разорвет Китай», — сказал он.