Во вторник сирийская армия при поддержке России провела молниеносное наступление и подошла вплотную к оплоту «Исламского государства» (запрещенная в России организация — прим. пер.) в Ракке, открыв новый фронт борьбы с джихадистами, которые пытаются отразить и другое наступление, начатое местными силами при поддержке США.
Наступающая сирийская армия и ее союзники, среди которых Иран и поддерживающие Асада различные боевые формирования, наткнулись на оборонительные рубежи Сирийских демократических сил, в состав которых входят в основном курды, а также арабы и этнические меньшинства. Две стороны, ведущие ожесточенные боевые действия против ИГИЛ, в прошлом то воевали, то заключали союзы между собой. Однако нынешняя напряженность в отношениях США с асадовскими союзниками Россией и Ираном вызывает обеспокоенность по поводу того, что соперничество в борьбе за захват Ракки может спровоцировать новый конфликт между наступающими силами.
Местные средства массовой информации показали сирийскую армию и войска ее союзников, когда те выбивали отряды ИГИЛ из ряда деревень в западной части Ракки и со стратегического перекрестка между древним городом Ресафа и авиабазой Сирийских демократических сил Табка. Об этом сообщило проправительственное издание Al-Masdar.
К числу новых побед, одержанных сирийской армией во главе с элитным подразделением «Силы Тигра», относится вчерашний захват крупных нефтяных месторождений возле Эс-Сауры и Сфайеха, которые ИГИЛ использовал для пополнения своей казны и проведения зарубежных операций. Военные также перерезали последние дороги, ведущие в сторону Алеппо, которые были захвачены боевиками в прошлом году. Многие считают эти успехи переломным моментом в длящейся уже шесть лет сирийской войне.
First combat footage of #SAA operations against #ISIS at the edges of Al-Raqqa province.#الرقة pic.twitter.com/jAirPsGMn6
— Majd Fahd 🇸🇾 (@Syria_Protector) 13 июня 2017 г.
Тем временем, Сирийские демократические силы во вторник продолжили наступление на позиции ИГИЛ в мухафазе Ракка, действуя как минимум на двух фронтах. Новое наступление — это составная часть начатой в ноябре мощной операции, цель которой сначала заблокировать удерживаемый ИГИЛ город, а затем полностью разгромить боевиков. Когда на позиции ИГИЛ начали падать снаряды, Сирийские демократические силы взяли под свой контроль еще несколько районов в восточной части города. Из-за артиллерийского огня ИГИЛ в понедельник понес тяжелые потери, а Сирийские демократические силы захватили естественнонаучный факультет местного университета.
«ИГИЛ использовал это здание как укрепление. Военнослужащие Сирийских демократических сил сумели выбить боевиков ИГИЛ из здания и захватили там большое количество боеприпасов», — заявил офицер СДС Хабун Осман (Habun Osman), давая в понедельник интервью новостному изданию сирийских курдов ARA News.
«Продвижение началось после мощных столкновений с террористами из ИГИЛ», — отметил он, добавив, что во время боев были убиты десятки боевиков «Исламского государства».
Нерегулярные войска при поддержке США добились значительных успехов на конечном этапе сражения с ИГИЛ за Ракку. Однако американские военные говорят, что впереди их ждут «долгие и трудные дни», о чем сообщает The Washington Post. Сирийские демократические силы недавно дошли до стен старого города, построенных в восьмом веке. Теперь в ходе дальнейшего наступления их ждет отчаянное сопротивление боевиков.
В результате захватов новых территорий проправительственные войска и Сирийские демократические силы оказались рядом друг с другом, и теперь у них на севере Сирии — общий оборонительный рубеж длиной более 100 километров. Он протянулся из района южнее Манбиджа, где стороны в этом году заключили временное перемирие, чтобы совместно обороняться от поддерживаемых турками повстанцев, до территории к югу от Табки, которую недавно взяла сирийская армия. Появились непроверенные сообщения о небольших стычках между сирийской армией и СДС к югу от Табки, но в целом стороны по всей видимости сосредоточили усилия на борьбе с общей угрозой со стороны ИГИЛ. И те, и другие выступают против ультраконсервативной разновидности суннитского ислама, которой придерживаются джихадисты, но между ними существуют разногласия в вопросе о том, какую степень автономии должны получить курды в северной части Сирии. Там группы курдских националистов из состава Сирийских демократических сил добиваются независимости от сирийского государства.
В последние месяцы отношения между Россией и США резко ухудшились. Президент Дональд Трамп, который прежде хотел вступить в альянс с Россией для совместной борьбы против ИГИЛ в Сирии, сменил курс, когда его администрацию обвинили в противозаконном, но не раскрытом сговоре с Москвой. В апреле Соединенные Штаты обвинили Асада в нанесении удара с применением химического оружия по гражданскому населению в северо-западной провинции Идлиб, которую контролируют повстанцы. Российские и сирийские власти отвергли эти обвинения, заявив об их недостоверности, однако Трамп спустя несколько дней впервые нанес удар по армии Сирии, выпустив ракеты по ее авиабазе.
#South #Tabqah:#SAA take Jubb Ghānim, Jubb Abū Şūşā, Jubb ‘Abd al ‘Azīz, Bir Inbaj, Rajm Askar + Sfaiyeh oil field from #Daesh v @watanisy pic.twitter.com/9h02ibkS5W
— Emmanuel (@EmmanuelGMay) 13 июня 2017 г.
С тех пор США трижды атаковали проправительственные силы, обвинив их в нарушении «зоны безопасности», введенной в одностороннем порядке Америкой на юге Сирии. Москва и Дамаск считают незаконной эту зону, находящуюся вблизи иорданской и иракской границы в районе Аль-Танф, поскольку ее не включили в соглашение, заключенное в прошлом месяце Россией, Ираном и Турцией, и предусматривающее создание четырех зон «деэскалации» на территории Сирии, где запрещено использование иностранных войск.
Один сирийский полевой командир во вторник назвал «смехотворной» объявленную США зону, о чем сообщило государственное информационное агентство Syrian Arab News Agency. Сирийское правительство считает противозаконным американское военное присутствие на территории своей страны.
В понедельник российский министр иностранных дел Сергей Лавров во время телефонного разговора с госсекретарем Рексом Тиллерсоном потребовал от него, чтобы США прекратили нападения на сирийскую армию и ее союзников.