У каждой страны есть свои загадки, связанные с государственной символикой. Эта участь не обошла и Украину.
Речь пойдет о том, каким быть государственному флагу Украины — сине-желтым или желто-синим? А вместе с тем попытаться провести параллель между расположением цветов на государственном флаге и государственной морской политикой.
Путаницы, загадочных историй и полемики вокруг государственного флага было много.
Вспоминали и русичей, времен князя Владимира Великого, которые поклонялись Солнцу, поэтому желтый цвет Солнца был главенствующим цветом символики Киевской Руси, и Солнце было центральным элементом на их флагах.
И философию китайской книги перемен «И-цзин», которая считает нынешнее расположение цветов на государственном флаге Украины одной из наихудших комбинаций. Под этим сочетанием цветов страну ждет неминуемая деградация, измена, упадок и, наконец, крах. Тогда как обратное размещение цветов означает — расцвет, счастье, развитие.
И теорию фэн-шуй, согласно которой размещение синего цвета — «воля» над желтым — «мудрость» означает «закон упадка», то есть прогрессирующую деградацию, несчастье и хаос. Тогда как обратное сочетание цветов означает гармоничное сочетание Неба и Земли, что обещает развитие, благосостояние и счастье.
И символику двух главных стихий природы и человеческого бытия — огонь (желтый цвет) и воду (синий) с логичным заключением, что только желто-синее сочетание отражает вечную симметрию — божественную гармонию этих стихий.
И многое другое, но остаются неоспоримыми факты из украинской истории, которые свидетельствуют о взаимосвязи между сменой расположения цветов на государственном флаге и морскими государственными решениями.
Украина в ХХ веке дважды получала шанс стать суверенным и независимым морским государством. Историческое прошлое свидетельствует о том, что утверждение независимости, требовало от Украины создания эффективной экономики и сильных вооруженных сил и военного флота. Но история, благодаря властным элитам, распорядилась по-другому.
В октябре 1917 года почти все корабли Черноморского флота России подняли на своих мачтах желто-синие флаги, но Центральная Рада не поддержала флот. Жаркие дискуссии и нерешительность Центральной Рады привели не только к потере Черноморского флота, но и к потере части территории Украины — полуострова Крым. Вам это ничего не напоминает?
В апреле 1918 года Центральная Рада была разогнана. А вместе с этим был перевернут и государственный флаг, и стал желто-синий флаг при президенте УНР Михаиле Грушевском сине-желтым по Павлу Скоропадскому.
Как бы то ни было, но на крестьянском съезде Скоропадский представил перевернутый флаг и объяснил: синее — это небо, а желтое — поля пшеницы. Кстати, это представление господствует и поныне. Мол, украинцы являются хлебопашеской нацией, поэтому ее естественным символом является сине-желтый флаг.
Но, вот что удивительно, в законах геральдики такого понятия, как пшеница, нет вообще. Желтый цвет — это цвет золота, огня, Солнца и он не может быть снизу.
Потеря морских позиций стала прелюдией к стратегической потере того времени — потере политической самостоятельности Украины.
Такая же, удивительно похожая, ситуация произошла почти через столетие, с получением Украиной независимости. Руководство страны свято верило, что сине-желтый флаг символизирует мирное небо и золотую украинскую пшеницу под ним. А вместе с тем, не замечало геополитического расположения Украины и Черноморский флот бывшего СССР, который имел в своем составе 174 боевых корабля и катера, 48 кораблей специального назначения, 191 морское судно обеспечения, 470 катеров и рейдовых судна общим водоизмещением 560 000 тонн. Не замечало морскую авиацию, которая дислоцировалась в Крыму, а это все-таки 224 самолета и 115 вертолетов.
Непоследовательность власти, «флюгерность» политики и искусственно сформированный проект «флотишко», чем-то напоминает нынешний — «москитный флот», загнали морскую государственную идею «в дальний угол». Что, в свою очередь, привело к потере Украиной позиции регионального лидера, способствовало аннексии Крыма и расползанию по принципу «анаконды» по приморским областям Украины кремлевского проекта «Новороссия — Украина без моря» в недалеком 2014-ом.