В тот самый момент, когда его машина въехала на территорию Рогожской слободы, Владимир Путин положил конец трем с половиной векам изгнания староверов. 31 мая, впервые со времен болезненного раскола российского православия в 1667 году, лидер страны нанес визит древней духовной общине, которую преследовала как царская, так и советская власть.
Это историческое событие, которое осталось практически незамеченным и прошло на закрытой территории на юге Москвы (раньше у старообрядцев были помещения лишь за пределами столицы), последовало за съездом собравшихся со всего мира староверов. «Обсуждали возвращение на родину, участие в сельском хозяйстве. Они очень хотели бы, чтобы им дали землю. Они бы возрождали ее и молились», — рассказал президенту митрополит Корнилий.
Духовный лидер старообрядцев, человек в черной сутане, с наполовину скрытым ухоженной бородой большим медальоном и длинными волосами под черным головным убором, взял на себя роль экскурсовода для почетного гостя.
Нашего провожатого зовут Петр. На нем высокие казачьи сапоги, талия перехвачена матерчатым поясом, а борода едва ли уступит той, что есть у митрополита (при Петре Великом ему пришлось бы платить за нее дополнительный налог).
Ужасный раскол XVII века
Этот 26-летний сибиряк получил диплом по химии, однако затем ушел в теологию. Мы говорим, что он немного напоминает нам амишей, живущую в Северной Америке закрытую общину, которая также сформировалась в результате религиозного раскола в Европе в XVII веке. «Ничего подобного, — возражает он. — Мы живем в обществе и смотрим телевизор, только не боевики и не фильмы ужасов». Как бы то ни было, чтобы попасть в Покровский собор, нужно ознакомиться с правилами.
Женщины должны повязать на голову платок (он закалывается под подбородком булавкой), надеть длинную юбку и нести сумку в руках, а не на плече.
Здесь служба ведется при свете свечей, которые вручную зажигают на подвешенной под потолком гигантской люстре. Пол девственно чист, а на стенах развешано множество икон: говорят, что здесь их порядка 4 тысяч.
Староверов отличает в первую очередь форма крестного знамения: два соединенных пальца символизируют в византийской традиции двойственную, человеческую и божественную, природу Христа. Этот, казалось бы, безобидный жест стал причиной ужасного раскола в XVII веке, когда патриарх Никон решил провести реформу священного писания и ввести троеперстное крестное знамение по греческому образцу (символизирует Троицу). Реформа была поддержана вторым в династии Романовых царем Алексеем Михайловичем, однако часть верующих восприняли ее как насаждение «европейских» порядков в ущерб российским традициям.
Угнетения до 1905 года
Целые семьи староверов оказались на кострах или погибли во время наполненного тяготами пути в отдаленные регионы России, далеко за Урал, или за границу.
Выставленная в знаменитой Третьяковской галерее картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова» запечатлела их мученичество: она сидит на санях со скованными цепью руками, однако поднимает вверх ладонь с двумя пальцами в крестном знамении.
Петр говорит нам о существовании француза-старообрядца, некоего Вавилы, учившегося в Сорбонне, который предпочел окончить жизнь на костре во Владимирской области, но не отрекся от новообретенной веры.
Преследования староверов продолжались до 1905 года, когда царь Николай II снял с них ярлык «раскольников», а также предоставил им право звонить в колокола и строить церкви. Как бы то ни было, затишье оказалось недолгим: через 12 лет большевистский террор обрушился на представителей всех религиозных течений. Сама православная церковь сняла анафему только в 1971 году. «Слишком много разногласий по догмам», — считает Петр.
Религия — российское отличие от Запада
Отреставрированная после распада СССР Рогожская слобода занимает территорию в несколько гектаров (у нее даже есть собственное кладбище), словно выпавший из потока времени островок посреди советских зданий.
В одной из церквей, которую не так давно использовали в качестве столовой, проходит выставка «Сила духа, верность традиции». На ней представлена жизнь старообрядцев, кое-как сохранившиеся иконы, переносные иконостасы, миниатюрные предметы культа и листовки.
Представитель старообрядческой церкви Роман Анторин называет визит Путина «божественным провидением»: «Власти, наконец, поворачиваются к нам лицом и оценивают вклад староверов в историю России, ее культуру и наследие».
Глава государства прекрасно это понимает. Отставной офицер КГБ сегодня активно опирается на религию как отличие России от Запада. В частности он пообещал помочь с возвращением живущих за границей старообрядцев.