Угроза прямой российско-американской конфронтации в Сирии возросла в понедельник после того, как Москва заявила, что будет относиться к любому самолету возглавляемой США коалиции, находящемуся к западу от реки Евфрат, как к потенциальной цели.
Россия заявила, что это решение является ответом на удар американских ВВС по истребителю сирийского режима. По заявлению Вашингтона его авиация действовала в рамках коллективных мер по защите поддерживаемых Соединенными Штатами сил, пытающихся захватить столицу Исламского государства (террористической организации, запрещенной в РФ — прим. ред.) Ракка на северо-востоке Сирии.
Это стало первой подобной атакой США на самолет сирийских ВВС с начала гражданской войны шесть лет назад.
Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков заявил, что этот удар США «надо рассматривать… как продолжение американской линии на пренебрежение нормами международного права».
«Что это, как не акт агрессии?.. Это, если хотите, помощь именно тем террористам, против которых борются США, заявляя, что они проводят антитеррористическую политику», — сказал Рябков.
МИД России также заявил, что в качестве ответных мер на эту атаку Москва приостановит действие своего канала связи с Вашингтоном, предназначенного для предотвращения столкновений и опасных инцидентов в воздушном пространстве Сирии.
Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй (Theresa May) в понедельник высказала свое мнение по этому поводу, призвав Россию не прекращать «использовать «меры по деэскалации конфликта» в Сирии, поскольку это повышает опасность возникновения в воздушном пространстве непреднамеренного конфликта между российскими военными самолетами и самолетами ВВС возглавляемой США коалиции.
В ответ на заявления России глава Объединенного комитета начальников штабов США, генерал морской пехоты Джозеф Данфорд (Joseph Dunford) заявил, что США будут «в ближайшие часы работать по этому инциденту с тем, чтобы восстановить канал связи [с Россией] по предотвращению инцидентов. И это потребует определенной вовлеченности дипломатов и военных».
Опасность прямой конфронтации между США и Россией начала возрастать после принятия президентом США Дональдом Трампом решения предоставить своим военачальникам неограниченный контроль над стратегией Вашингтона в Сирии.
Однако Пентагон настаивает, что он не стремился к эскалации конфликта и начал действовать только после того, как сирийский самолет, о котором идет речь, сбросил бомбы рядом с позициями поддерживаемых Вашингтоном сил, участвующих в боях за Ракку.
Представители российских властей подчеркнули, что в будущем российские ПВО будут принимать самолеты коалиции на сопровождение. Они добавили, что «угроза для этих самолетов может появиться только в случае, если они будут предпринимать действия, несущие в свою очередь угрозу для российских ВКС». В заявлении Министерства иностранных дел России говорится: «Любые воздушные объекты, включая самолеты и беспилотные аппараты международной коалиции, обнаруженные западнее реки Евфрат, будут приниматься на сопровождение российскими наземными средствами ПВО в качестве воздушных целей».
Американские военные подтвердили, что в воскресенье палубный истребитель-бомбардировщик ВМС США F/A-18E/F «Супер Хорнет» сбил сирийский СУ-22. США заявили, что сирийский самолет сбросил бомбы вблизи позиций оппозиционных сил (Демократические силы Сирии/СДС), являющихся партнерами вооруженных сил США в борьбе с ИГИЛ. По заявлению Дамаска, истребитель сирийских ВВС выполнял миссию по борьбе с ИГИЛ.
Как заявил представитель Центрального командования США полковник Джон Томас (John Thomas), американских войск в непосредственной близости не было, а СДС подвергались угрозе в течение более двух часов.
Представители СДС — Союз курдских и арабских сил вооруженной оппозиции, взаимодействующих с силами западных стран — заявили, что в случае продолжения атак со стороны сирийских ВВС они будет предпринимать действия в целях самозащиты.
Администрация Трампа пообещала увеличить поставки оружия силам СДС после того, как пришла к выводу, что именно эти силы способны освободить Ракку от ИГИЛ.
Рост напряженности между Вашингтоном и Москвой в связи с попытками выбить силы ИГИЛ из Ракки, их опорного пункта, никак не вписывается в первоначальный план Трампа о взаимодействии с Россией в Сирии с целью победы над этой террористической организацией.
Россия, являющаяся непоколебимым сторонником президента Сирии Башара Асада, до этого оказывала давление на США, настаивая на том, чтобы уничтожить ИГИЛ, проведя совместную наземную и воздушную операцию. Однако дискуссии о политическом будущем Сирии на долгосрочную перспективу, судя по всему, прекратилась, в результате чего американские вооруженные силы действуют в политическом вакууме.
Высокопоставленные американские законодатели выражают озабоченность по поводу отсутствия официально заявленной администрацией Трампа стратегии по Сирии, помимо задачи уничтожения ИГИЛ. Сенатор-демократ Крис Мерфи (Chris Murphy) написал на своей странице в Twitter: «Четыре прямых столкновения с Сирией/Ираном/Россией за 45 дней. Трамп негласно начинает новую войну, которую Конгресс не объявлял. „Красная тревога"».
При этом — словно демонстрируя, насколько осложнился процесс урегулирования в Сирии — мирные переговоры, проводимые при поддержке России в столице Казахстана Астане, планируется возобновить 10 июля, в тот же день, когда начнется новый раунд переговоров под эгидой ООН в Женеве.
Российский министр иностранных дел Сергей Лавров озвучил эту дату в понедельник, зная, что она совпадает с датой, намеченной ООН. Он также заявил, что в переговорах примет участие спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура (Staffan de Mistura).
Как заявил пресс-секретарь де Мистуры, «этот вопрос сейчас обсуждается».