18 июня самолет ВВС США F/A-18E Super Hornet сбил в небе над южным сирийским городом Табка истребитель-бомбардировщик ВВС Сирии Су-22. Это вызвало сильную реакцию со стороны Москвы, которая пообещала, что любые действия такого характера по отношению к самолетам союзника, действующим к западу от Евфрата, она будет считать враждебными.
По сообщению американского Центрального командования, сирийские правительственные войска и их союзники перешли в наступление на удерживаемый «Сирийскими демократическими силами» населенный пункт Джадин, ранив нескольких бойцов СДС и изгнав повстанцев из этого поселка. Впоследствии авиация коалиции устроила «демонстрацию силы, остановив продвижение сирийских правительственных войск в направлении Джадина.
После наступления сирийских правительственных войск «коалиция связалась по установленной телефонной „линии деконфликтизации" с российскими коллегами в целях стабилизации обстановки и прекращения огня», говорится в заявлении Центрального командования. Но похоже, что сирийские правительственные войска не вняли предупреждению, и через какое-то время сирийский Су-22 нанес удар по силам повстанцев.
«В 18 часов 43 минуты Су-22 сирийского режима сбросил бомбы неподалеку от бойцов СДС южнее Табки. В соответствии с правилами ведения боевых действий и в целях коллективной самообороны партнеров по коалиции он был незамедлительно сбит американским самолетом F/A-18E Super Hornet», — отмечается в заявлении Центрального командования.
«Задача коалиции состоит в разгроме ИГИЛ (запрещенная в России организация — прим. пер.) в Ираке и Сирии. Коалиция не стремится воевать с сирийским режимом, с российскими войсками и со сторонниками режима, выступающими на его стороне. Но она будет без колебаний защищать войска коалиции и партнеров от любой угрозы».
Россия, являющаяся главным спонсором режима Асада, отреагировала с возмущением.
«Уничтожение самолета сирийских ВВС американской авиацией в воздушном пространстве Сирии — циничное нарушение суверенитета Сирийской Арабской Республики», — говорится в заявлении российского Министерства обороны.
«Неоднократные боевые действия авиации США под прикрытием „борьбы с терроризмом" против законных вооруженных сил государства-члена ООН являются грубейшим нарушением международного права и фактически военной агрессией по отношению к Сирийской Арабской Республике».
Более того, хотя Центральное командование заявило, что оно связывалось с российскими войсками, русские отрицают этот факт. Они отметили, что в момент, когда был сбит сирийский самолет, их авиация тоже действовала в этом районе.
«В момент поражения сирийского самолета истребителем США в воздушном пространстве Сирии выполняли задачи самолеты российских военно-космических сил. Однако командование коалиционных сил не использовало существующий канал связи между воздушными командованиями авиабазы Эль-Удейд (Катар) и авиабазы Хмеймим для предотвращения инцидентов в воздушном пространстве Сирии», — говорится в заявлении российского Министерства обороны.
«Рассматриваем данные действия американского командования как сознательное невыполнение своих обязательств в рамках меморандума о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов авиации в ходе операций в Сирии от 20 октября 2015 года».
Русские сказали, что в качестве ответной меры они отключают линию связи с американскими военными.
«Министерство обороны Российской Федерации с 19 июня сего года прекращает взаимодействие с американской стороной в рамках меморандума о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов авиации в ходе операций в Сирии и требует тщательного расследования американским командованием с предоставлением его результатов и принятых мерах», — отмечается в российском заявлении.
Кроме того, русские пообещали, что любой самолет союзников, пролетающий западнее реки Евфрат, они будут считать вражеским.
«В районах выполнения боевых задач российской авиацией в небе Сирии любые воздушные объекты, включая самолеты и беспилотные аппараты международной коалиции, обнаруженные западнее реки Евфрат, будут приниматься на сопровождение российскими наземными и воздушными средствами противовоздушной обороны в качестве воздушных целей», — заявило российское военное ведомство.
Но хотя в российском заявлении преобладают очень жесткие формулировки, это в основном риторика.
Современные российские системы ПВО в Сирии, включая мощные ЗРК С-400 и С-300В4, на протяжении многих месяцев следят за авиацией США и их союзников в этой измученной войной стране. Более того, формулировки в российском заявлении хоть и жесткие, но очень осторожные. «Сопровождение воздушных целей» не означает, что эти цели будут непременно сбиваться. В действительности на практике мало что изменилось, несмотря на заявление русских.
И даже утверждение русских о закрытии горячей линии не совсем верно. Выступая в Вашингтоне в Национальном пресс-клубе, председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал морской пехоты Джо Данфорд (Joe Dunford) указал на то, что США и Россия по-прежнему разговаривают.
«Между нашим центром оперативного управления в Катаре и российскими войсками в Сирии существует эффективная линия связи. Этим утром линия по-прежнему работала», — заявил он.
«Когда я этим утром уезжал из штаба, мы поддерживали связь и общались на протяжении нескольких последних часов».
Дейв Маджумдар (Dave Majumdar) — редактор The National Interest, освещающий военные вопросы.