Большинство экспертов, которые комментируют новый законопроект по Донбассу, считают этот шаг правильным. Конечно, комментарии довольно сдержанные и осторожные, в том числе и со стороны правящей коалиции, поскольку речь идет о документе, который еще не видели. Выработанной концепции пока нет в широком доступе.
В целом, о том, что озвучено, можно выделить две важные вещи. Во-первых, вводится формулировка временно оккупированных территорий, и это то, что надо было сделать уже давно. Во-вторых, меняется формат АТО на формат военной операции. Это тоже правильно, поскольку АТО закончилась еще в августе 2014 года, когда были введены российские регулярные войска.
Еще один важный момент нового законопроекта — возможность объявления военного положения в отдельных прифронтовых районах. Сейчас процедура объявления военного положения закреплена в Конституции и прописана для всей страны или для отдельных областей. Кроме того, это требует утверждения Верховной радой. Новый закон сделает процедуру введения военного положения более локальной и более гибкой — именно там, где ведутся боевые действия.
Противоречит ли закон Минским соглашениям?
Международный аспект законопроекта. Противоречит ли он Минским договоренностям?
Очевидно, что российская пропаганда скажет: противоречит. Лично я не вижу никакого противоречия, потому что Минские договоренности предусматривают поэтапность решения конфликта: сначала безопасность, потом политическое урегулирование. На данный момент все застопорилось на уровне вопросов безопасности. Не выполнен пункт 1 — вопрос перемирия. Поэтому позиция Украины воспринимается сегодня нашими западными партнерами. Если раньше они говорили: «Давайте конституционные изменения, особый статус, выборы», то сейчас всем ясно, что это невозможно.
Приведу пример. Одно из объединений европейских партий в Европарламенте проводило региональную конференцию в Харькове. Они поехали в Славянск, для того, чтобы увидеть ситуацию на месте. Один из вариантов программы предусматривал дальнейшее путешествие на КПВВ. Но руководство объединения запретило туда ехать из-за опасности и в конце концов никто на КПВВ не поехал. Возникает вопрос: если опасно поехать даже на КПВВ — где ежедневно ходит большое количество людей — то как можно говорить о каком-то мониторинге ситуации на Донбассе со стороны международных наблюдателей для проведения выборов. Это совершенно невозможно.
Еще один интересный вопрос: как это все связано с визитом президента в Вашингтон, поехал ли Порошенко согласовывать этот документ с Трампом. Этот вопрос конечно, может обсуждаться, но в целом процесс уже запущен. Трудно представить ситуацию, когда после анонсирования законопроекта, от него откажутся после поездки в Вашингтон. Думаю, процесс уже пошел. А с нашими западными партнерами могут уточняться некоторые детали и формулировки.
Если говорить о презентации документа накануне закрытия пленарной сессии Верховной рады, не думаю, что кому-то из парламентариев не хватит времени ознакомиться с этим законопроектом. Было бы политическое желание, а сессию, в конце концов, можно продолжить. И не только в связи с этим законопроектом — есть много других законопроектов, которые надо принимать. Наше население очень критично оценивает деятельность парламента, и если депутаты пожертвуют частью своих каникул для принятия важных законов — это только поднимет престиж их деятельности.