«Гомосексуализм — не извращение. Извращения — это хоккей на траве и балет на льду». Эти слова принадлежат знаменитой советской актрисе, лауреату Сталинской премии Фаине Раневской. Она наверняка была бы немало удивлена, увидев, какие серьезные последствия имеет это ее высказывание сейчас, через 30 лет после ее смерти.
12 апреля 2012 года активист Николай Алексеев, выступающий за права сексуальных меньшинств, вышел с плакатом, на котором был написан этот афоризм Раневской, на площадь перед зданием администрации Санкт-Петербурга и вскоре был задержан сотрудниками правоохранительных органов. За «пропаганду гомосексуализма» Алексееву пришлось заплатить штраф в размере пяти тысяч рублей (порядка 77 евро). Даже в России эту сумму нельзя назвать значительной, но для Алексеева это было делом принципа. Он обжаловал данное решение в городском суде Санкт-Петербурга, но безуспешно. В июне 2012 года он обратился с иском в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).
Аналогично поступил житель Рязани Николай Баев. Он вставал с похожими плакатами перед школами и детской библиотекой. «Гомосексуализм — это нормально», было написано на этих плакатах. А также: «Я горжусь, что я „голубой“!» Баева задерживали, потому что в Рязани с апреля 2006 года действует закон о защите детей, запрещающий «открытую пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних». Баев был приговорен к штрафу в размере 1500 рублей (около 23 евро), но обратился в российский Конституционный суд, а после отклонения его иска — в ЕСПЧ в Страсбурге.
«Депутаты — детоубийцы»
Житель Архангельска Алексей Киселев в 2012 году обвинил российские власти в халатности и дезинформации: «В России — самый высокий уровень самоубийств среди подростков. Значительная часть из них — гомосексуалисты. Они решаются на этот шаг, потому что получают слишком мало информации о своей природе». Киселев пришел к следующему выводу: «Депутаты — детоубийцы». В итоге он был приговорен к штрафу в 1800 рублей.
Теперь ЕСПЧ постановил, что:
— во всех трех случаях была нарушена статья 10 Европейской конвенции о правах человека, подразумевающая право на выражение собственного мнения;
— была также проигнорирована статья 14 конвенции о правах человека, подразумевающая запрет на дискриминацию;
— российские власти должны выплатить Баеву, Киселеву и Алексееву компенсации в размере, соответственно, 8 тысяч, 15 тысяч и 20 тысяч евро.
Хотя официально российский закон о запрете «пропаганды гомосексуализма» призван защищать несовершеннолетних, российские власти действовали дискриминационно, а также способствовали распространению предрассудков и гомофобии, постановил ЕСПЧ. Сокрытие информации о сексуальной идентичности и гендерных вопросах является, по мнению суда, «контрпродуктивным».
11 июня 2013 года президент России Владимир Путин подписал Закон № 135 «О запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних».
Эксперты боятся высказывать собственное мнение
Авторы закона исходят из того, что человек рождается, не имея нетрадиционной сексуальной ориентации, а может приобрести ее позднее — так сказать, под влиянием «рекламы гомосексуализма». При этом представители российского руководства не привели никаких объяснений, «не говоря уже о научном обосновании» утверждения, что такое «гомосексуальное перевоспитание» действительно возможно, говорится в документах ЕСПЧ.
«Я очень рад, что ЕСПЧ однозначно отказался признать эту теорию», — заявил в интервью нашему изданию адвокат Баева Дмитрий Бартеньев. Конечно, в России есть именитые психологи, уверенные, что гомосексуализм — это врожденное свойство. «Однако по этому поводу нет никакого экспертного диалога, в частности потому, что эксперты просто боятся высказывать собственное мнение. Возможно, это решение суда придаст им смелости».
Российский судья Дмитрий Дедов стал единственным, кто проголосовал против этого решения ЕСПЧ. По его словам, личная жизнь детей — важнее, чем свобода мнения. «Идея о том, что сексуальные отношения между людьми одного пола — это нормально, создает предпосылки к тому, что дети могут согласиться на них чисто из любопытства». В этой связи возникает опасность сексуального насилия.
Штрафы и запрет на профессию
Сторонники закона о запрете «пропаганды гомосексуализма» всегда указывали на то, что отрицание однополых отношений изначально заложено в российском обществе. ЕСПЧ, однако, постановил, что российскому руководству не удалось убедительно доказать, что свободное выражение мыслей по теме ЛГБТ может скомпрометировать «традиционные семьи».
В зависимости от того, кто именно занимается «пропагандой гомосексуализма», за это предусмотрены штрафы от четырех тысяч до одного миллиона рублей (от 60 до 15 тысяч евро), а также запрет на профессию сроком до 90 дней. Для иностранцев и лиц без гражданства предусмотрены отдельные штрафы: от четырех до пяти тысяч рублей, но в особых случаях они могут попасть под административный арест сроком до 15 суток, а также быть высланы из России.
Хотя санкции изложены ясно, российскому закону, по мнению ЕСПЧ, не хватает языковой точности. По причине расплывчатости формулировок закон может быть истолкован недопустимо широко и тем самым открыть дорогу для злоупотреблений. По словам адвоката Бартеньева, это «чрезвычайно важный аспект».
Реальная или лишь символическая победа?
Николай Алексеев назвал решение ЕСПЧ «огромной победой» российского ЛГБТ-сообщества. Но какие конкретные последствия оно может иметь?
С декабря 2015 года решения ЕСПЧ не считаются в России обязательными к исполнению. Тогда президент Путин подписал закон, по которому решения Конституционного суда имеют приоритет над решениями Европейского суда. Причиной стало решение ЕСПЧ от 2014 года, согласно которому Россия была приговорена к выплате компенсаций бывшим акционерам нефтяного концерна ЮКОС в общем размере 1,9 миллиарда евро.
Иначе говоря, речь шла об огромных деньгах. А в таких серьезных случаях нет никакого толку от того, что Россия в свое время подписалась под Европейской конвенцией о правах человека и, строго говоря, обязана исполнять решения ЕСПЧ.
Российское руководство подаст протест
Адвокат Бартеньев тем не менее настроен оптимистично. Поскольку эта тема вызывает широкий общественный резонанс, по его словам, «весьма вероятно, что в России в будущем задумаются о конфликте между ЕСПЧ и Конституционным судом».
Решение суда еще не вступило в законную силу. Российское министерство юстиции уже заявило, что решение ЕСПЧ будет подвергнуто перепроверке. По его мнению, законы о запрете пропаганды гомосексуализма не противоречат международной практике.
В России гомосексуализм до 1993 года считался уголовным преступлением, а до 1999 года негетеросексуальное поведение классифицировалось как заболевание. В обществе до сих пор широко распространена гомофобия, и нередки случаи нападений на людей нетрадиционной сексуальной ориентации.
Совсем недавно широкий международный резонанс вызвала кампания по борьбе с гомосексуалистами в Чечне. Под влиянием Совета Европы российское руководство даже согласилось проверить соответствующие утверждения. Но можно ли сказать, что жесткие действия правоохранительных органов на Кавказе способствовали улучшению положения лиц нетрадиционной ориентации в России? Бартеньев сказал по этому поводу: «Чечня очень далека от Европы. Однако и там права гомосексуалистов должны соблюдаться».