Команда президента Петра Порошенко после его разговора с президентом США Дональдом Трампом вовсю рекламирует успешное общение политиков, подчеркивая важность самого факта такой встречи. Но источники «Апострофа» во власти, эксперты и политики уверяют, что пока рано судить об успехе, ведь в Вашингтоне украинскому президенту указали, что для плодотворного сотрудничества важна борьба с топ-коррупцией, а тут пока особых успехов украинская власть не демонстрирует. Более того, тема коррупции, которой упрекнули Киев, стала в переговорах куда более важной, чем новая стратегия реинтеграции Донбасса, о которой стороны почти не говорили, несмотря на ожидания украинского общества. Западные СМИ в большинстве своем обошли вниманием встречу, а те, которые обратили на нее внимание, назвали ее «унижением» для украинского президента.
Встречу Петра Порошенко и Дональда Трампа администрация главы украинского государства начала анонсировать еще зимой, но в итоге первые переговоры Порошенко и его американского коллеги состоялись только 20 июня. Представители президентской команды подают как огромный успех то, что Трамп встретился с Порошенко раньше, чем с президентом РФ Владимиром Путиным. Вместе с тем, это ставит вопрос, стоила ли спешка того, чтобы формат встречи был воспринят рядом СМИ как «унижение». Не было ни традиционной встречи делегаций в широком и узком формате, ни совместной пресс-конференции, не говоря уже о других элементах государственного, официального или даже рабочего визита главы государства, с которым у США имеется декларация о стратегическом партнерстве.
«Даже неофициальным обедом в Белом доме Порошенко не угостили», — горько пошутил один из украинских экс-дипломатов, с которым пообщался «Апостроф».
Действительно, если сравнить встречи Трампа с другими президентами, посетившими Вашингтон, то прием Порошенко в формате Drop-in был более чем прохладным: зашел пообщаться в соседнюю комнату на пару минут, обмен любезностями и фотографирование, но никак не полноценное общение глав государств.
Как пишет CNN, встреча украинского президента состоялась на более «низком уровне», что особенно бросалось в глаза по сравнению с другими подобными встречами: «Румынский президент Клаус Йоханнис стоял рядом с Трампом во время двусторонней конференции, которая проходила в этом месяце… Президент Панамы Карлос Варела был встречен Дональдом и Меланией Трамп на южном портике Белого дома. Они насладились длительной прогулкой вдоль колоннады, а затем у панамского и американского лидеров состоялась встреча в Овальном кабинете тет-а-тет».
Возможно, особенности приема были предопределены тем, что его подготовка осуществлялась не только по официальным каналам, но и лоббистскими структурами, оплаченными украинской стороной. В частности, в распоряжении «Апострофа» оказался договор, заключенный между близкой к Банковой структурой «Фонд поддержки реформ в Украине» и лоббистской американской компанией BGR из Вашингтона.
На запросы издания ни МИД Украины, ни сам «Фонд поддержки реформ в Украине» не объяснили, на что потрачены 600 тыс. долларов (см. п. 2 договора). В то же время бывший сотрудник посольства Украины в США, передавший «Апострофу» копию этого документа, считает, что именно на организацию встреч были потрачены эти деньги. «Расценки в Вашингтоне всем известны — за 250 тысяч долларов лоббисты могут серьезно подсобить в организации встречи. Но, что более важно, нужен был подходящий контекст для встречи. Просто так попасть к Трампу не получится даже за полмиллиона, если он не видит смысла встречаться», — отметил он. Сейчас у Трампа появился смысл встретиться с Порошенко — в США все более серьезно разворачивается кампания травли президента из-за его связей с РФ. Поэтому встреча с Порошенко перед важным визитом в Европу (саммит «Большой двадцатки» 7-8 июля), где, возможно, и произойдет первый контакт с Путиным, была для Трампа важным контраргументом против его врагов во внутриамериканской политике.
После общения с американским коллегой Порошенко сообщил, что Украина подпишет с США соглашения об оборонном сотрудничестве, включая соглашение об оборонных закупках и соглашение о военно-техническом сотрудничестве. Он также рассказал, что достигнута договоренность о закупке американского угля, который «должен заменить уголь, поставки которого прекращены с оккупированных территорий в связи с конфискацией Российской Федерацией украинских угольных шахт».
В Вашингтоне Порошенко встретился не только с Трампом, но также и с вице-президентом США Майклом Пенсом, с министром обороны США Джеймсом Мэттисом, с госсекретарем страны Рексом Тиллерсоном и рядом других политиков топ-уровня.
В сообщении Белого дома, распространенном после встречи лидеров Украины и США, сказано, что в ее ходе «обсуждались поддержка мирного урегулирования конфликта на востоке Украины, а также повестка дня реформ президента Порошенко и его усилия в борьбе против коррупции».
О том, что на встречах Порошенко с высокопоставленными американскими политиками много раз поднимался вопрос топ-коррупции в Украине, «Апострофу» рассказало сразу несколько народных депутатов. По их словам, Порошенко дали понять, что украинское руководство должно успешнее бороться с коррупционной составляющей во всех ветвях власти. В кулуарах Верховной рады поговаривают, что именно из-за этого происходит такая «показательная порка» отдельных народных депутатов, с которых Генпрокуратура просит снять неприкосновенность и привлечь к уголовной ответственности, а это на данный момент пять нардепов: Олесь Довгий («Воля народа»), Андрей Лозовой (Радикальная партия Олега Ляшко), Максим Поляков («Народный фронт»), Евгений Дейдей («Народный фронт») и Борислав Розенблат (партия «Блок Петра Порошенко»).
Правда, сами представители президентской команды не комментируют подобные разговоры о коррупции, отмечая лишь важность встречи и достигнутые успехи.
В частности, нардеп от БПП и член комитета ВР по иностранным делам Владимир Арьев рассказал «Апострофу», что много договоренностей было достигнуто в рамках военно-технического сотрудничества и по усилению санкций против РФ. «Я бы не выделял конкретно одну эту встречу (с Трампом), потому что было восемь встреч на высшем уровне, и общение с Трампом — лишь одна из них. И усиление санкций против России, и военно-техническое сотрудничество, и в энергетике сотрудничество — все это есть. Я могу сказать, что это, наверное, самый успешный визит в Америку из всех визитов президентов, которые были, по моему мнению», — прокомментировал нардеп.
Как сообщили «Апострофу» депутаты из коалиции, стратегию по реинтеграции Донбасса, вокруг которой уже вторую неделю идут дискуссии в украинском информпространстве, Порошенко в США ни с кем не обсуждал. Хотя перед визитом звучало множество предположений, что это один из пунктов, который обсудит украинский президент на встречах в Америке.
По словам народного депутата от ВО «Батькивщина» Алексея Рябчина, главный итог, о котором можно говорить, — у Украины есть друзья в Сенате США, а вот ситуация с администрацией Трампа несколько иная: «Анализировать результаты мы будем не по встречам, а по результатам, которые будут. Пока мы видим, что у нас есть друзья в Сенате, которые продлевают санкции, а сама администрация Трампа, наоборот, ищет возможности для того, чтобы эти санкции не продлевать. Пока что можно увидеть некоторые контраверсионные вещи, поэтому для Украины важны последствия встреч».
Американский политолог-международник Питер Залмаев подчеркивает, что встреча была успешна только по одному факту того, что она состоялась, причем перед саммитом «Большой двадцатки», где Трамп будет встречаться со своим российским коллегой Владимиром Путиным. «Встреча дает возможность показать украинскому народу, что Украина все равно остается, если не приоритетной, то важной темой для Америки, и американский истеблишмент понимает, что не обращать внимания на Украину будет означать поступиться своими основополагающими принципами. Хотя Дональд Трамп сам по себе не очень им следует, они не являются для него чем-то важным. Я знаю точно, что украинский президент приехал в Вашингтон не с пустыми руками, у него, кроме всего прочего, были конкретные предложения по сельскохозяйственной теме. Также надо понимать, что кроме этой протокольной встречи с Трампом, была длительная полуторачасовая встреча с Майком Пенсом, у него (Порошенко, — «Апостроф») были встречи с обоими лидерами республиканского большинства в Сенате и Конгрессе. У него также были встречи с другими конгрессменами, с главами департаментов, это и Госдепартамент, также встреча с главой департамента энергетики, с людьми в Пентагоне. Это был плодотворный визит и, я думаю, что уже сам по себе факт этого визита очень важен», — отмечает Залмаев в комментарии «Апострофу».
Эксперт также отмечает, что налицо очевидный прогресс в теме Украины, и это происходит в силу определенных внешних факторов. «Например, на фоне расследования ФБР на тему связей Трампа и членов его команды с кремлевской стороной, какие-либо реверансы в сторону Путина сейчас смерти подобны для президента США. И его же Республиканская партия в чем-то пытается себя обезопасить, в том числе благодаря Украине, чтобы упредить какие-то поползновения в сторону Путина», — уверен Заламев.
А вот украинский дипломат и экс-министр иностранных дел Константин Грищенко советует акцентировать внимание не на том, как прошла встреча, а на том, какие результаты будут для Украины в дальнейшем. «То, что встреча состоялась раньше, чем с Путиным, важно с точки зрения пиара, потому что наша власть в основном заботится об этом, точно так же, кстати, как и администрация Трампа, просто у них разные цели. С одной стороны, можно сказать, что лучше, чтобы такая встреча была раньше встречи с Путиным, а с другой, важно не столько, когда она была, раньше или позже, сколько то, о чем, по сути, договорились. Мы не имеем никаких документов публичных, подписанных сторонами, мы имеем главным образом оценки, которые предоставляются или президентом, или теми, кто выступает от его имени. Но это не победа, и очень много четких сигналов с американской стороны, что там это так не воспринимают. Но, в конечном счете, лучше, чтобы это произошло, чем не произошло. Можно сказать, что это начало восстановления доверия между администрациями двух стран», — подытожил дипломат «Апострофу».