«Это официальное признание поражения со стороны ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в РФ, — прим. ред.)», — заявил премьер-министр Ирака Хайдр Аль-Абади о разрушении исторической мечети Ан-Нури в Мосуле.
Но так ли это на самом деле? И почему именно эта мечеть так важна? Вот пять моментов, которые следует знать о взрыве знаменитой мечети с покосившимся минаретом.
Почему мечеть Ан-Нури была так важна?
Во многом мечеть Ан-Нури была символом Мосула еще до войны. Ей более 800 лет, она построена в 1172 году и названа в честь Нур ад-Дина Махмуда Занги, который возглавил свой джихад против крестоносцев. Мечеть была известная своим покосившимся минаретом, которые люди с Запада сравнивали с «падающей башней» в Пизе.
Мечеть имела важное значение для обеих сторон, участвующих в войне, потому что именно в ней лидер ИГИЛ Абу Бакр аль-Багдади решил объявить о создании так называемого халифата в речи, произнесенной в 2014 году. Именно там он объявил о создании так называемого исламского государства — поэтому мечеть можно рассматривать как своего рода место рождения ИГИЛ в его нынешней форме.
Багдади выступил со своей речью после того, как ИГИЛ захватила в то лето Мосул, второй по величине город Ирака. Это было первое официальное выступление лидера ИГИЛ за несколько лет, оно же стало и его последним выступлением. Последние имеющиеся фотографии аль-Багдади сделаны именно в мечети Ан-Нури в 2014 году.
Признает ли ИГИЛ тем самым свое поражение?
Несмотря на то, что заявил премьер-министр Ирака, ИГИЛ обычно не признает свои поражения. Не сделала она это и на этот раз. Они отрицают, что взорвали мечеть, и сваливают вместо этого вину на американскую воздушную атаку.
Но ИГИЛ и ранее разрушала или совершала диверсии в отношении объектов культурного наследия или стратегически важные места, возможно, наиболее активно, когда игиловцев теснили иракские силы. Например, в городе Кайяра (Qayyara) к югу от Мосула, ИГИЛ подожгла нефтяное месторождение прежде, чем ее выдавили из города осенью прошлого года. Видимость в результате этого стала гораздо хуже, иракским силам пришлось значительно сложнее.
По мнению многих, мечеть Ан-Нури — самая главная цель в Мосуле, не в стратегическом, но в символическом смысле — именно потому, что Багдади провозгласил создание Исламского государства именно отсюда. Отвоевать ее было, поэтому, большой победой для иракских сил; якобы, власти Ирака заявили, что это то же самое, что и восстановить контроль над самим городом. Точно так же потерять мечеть было большим символическим поражением для ИГИЛ.
Если верить иракским военным, они находились в 50-100 метрах от мечети, когда та была взорвана. Это можно толковать как сигнал от ИГИЛ: «если мы не можем сохранить контроль над мечетью, вы ее тоже не получите». Взорвав мечеть, они помешали появлению фотографий иракских военных и политиков, сделанных в мечети, помешали им объявить о большой победе, что они сделали бы, отвоевав мечеть, и они избежали того пропагандистского поражения, которым стала бы потеря ее.
Таким образом, взрыв мечети показывает, в какой угол загнана ИГИЛ. Он говорит о том, что поражение ИГИЛ в Мосуле не за горами.
Означает ли это, что сражение за Мосул закончено?
Еще нет, но наверняка осталось недолго.
В руках ИГИЛ лишь небольшая часть старого города в Западном Мосуле. В воскресенье иракские офицеры объявили о начале «последней главы» в наступлении на город, и иракские войска атаковали старый город со всех сторон.
Впрочем, отвоевать эту часть города иракским силам будет сложнее всего. Здесь густонаселенные узкие улицы, поэтому сложно как атаковать с воздуха, так и использовать военные транспортные средства, и иракским солдатам кое-где приходится продвигаться на своих двоих. Наступление может стать кровавым и для мирного населения. ООН утверждает, что 100 тысяч жителей держат в городе в качестве «живого щита».
Тем не менее, восстановление контроля над старым городом, а, значит, надо всем Мосулом, — вопрос времени. Обозреватели полагают, что после взрыва мечети дело может пойти быстрее, чем ожидалось.
Действительно ли ИГИЛ на пороге поражения в целом?
ИГИЛ, вне всякого сомнения, очень сильно потеснили территориально, и в Ираке, и в Сирии.
В то время как Мосул — последний большой город, находящийся в руках ИГИЛ в Ираке, в Сирии наступают на Ракку, самопровозглашенную столицу ИГИЛ. Сообщают, что поддерживаемая американцами оппозиционная группа Сирийские демократические силы (SDF) успешно продвигается вперед.
Но некоторые территории у ИГИЛ все еще остались, как в Ираке, так и в Сирии. За прошедшие годы группировка показала большую способность к выживанию, частично — изменяя характер. Это может произойти и на этот раз, возможно, они больше станут действовать как партизанская группа, но велика вероятность того, что они по-прежнему будут источником беспокойства на Ближнем Востоке. Существуют тенденции, говорящие о том, что пока ИГИЛ теряет территории на Ближнем Востоке, она все более будет сосредотачиваться на атаках на Западе.
А что, если мечеть взорвала не ИГИЛ?
Иракские военные опубликовали фотографии, сделанные с воздуха, которые свидетельствуют о том, что мечеть и минарет полностью или частично разрушены.
Если верить иракским силам, ИГИЛ заложила в мечети взрывчатые вещества. С самого начала наступления на Мосул в прошлом году, ходили истории о том, что ИГИЛ это сделала, именно потому, что не хотела видеть, как мечеть возвращается в руки иракских властей.
ИГИЛ, впрочем, отрицает, что взорвала мечеть. На сайте ИГИЛ Амак (Amaq) утверждается, что мечеть была разрушена в результате авианалета американцев. Но на видео, на котором якобы изображен взрыв мечети, нет никаких признаков того, что то, что взорвало мечеть, было сброшено с воздуха. Напротив: все выглядит так, будто взрывчатка находилась внутри.
Американцы тоже отрицают, что разрушение мечети — дело их рук.
«В это время мы не осуществляли никаких воздушных операций в этом районе», — заявил Райан Диллон (Ryan Dillon), пресс-секретарь антиигиловской коалиции.
Когда речь идет о войне, в которой руководимая американцами коалиция причинила большие разрушения и унесла много человеческих жизней в ходе воздушных атак, нельзя исключать ничего. Тем не менее, велика вероятность того, что это все-таки ИГИЛ. Именно ИГИЛ больше всего выигрывает от разрушения мечети. В то время как для американцев и иракцев отвоевать мечеть стало бы большой победой.