Прожиточный минимум в России за три года вырос на треть почти до 10 тысяч рублей, однако по-прежнему как минимум вдвое занижен в сравнении с реальными потребностями. Удержание низкого уровня прожиточного минимума позволяет властям экономить на социальных выплатах и не портить статистику бедности. Издание EurasiaNet.org попыталось выяснить, сколько в реальности нужно людям, чтобы избежать нищеты.
Правительство РФ опубликовало проект постановления о прожиточном минимуме в первом квартале 2017 года (устанавливается по итогам квартала). Согласно документу, наименьшая ежемесячная сумма, достаточная, по мнению государства, для обеспечения одного человека продовольственными и непродовольственными товарами и услугами, составляет 9 тысяч 909 рублей.
Этот показатель вырос с 2014 года (7 тысяч 688 рублей) на 29%, хотя в представлении многих жителей по-прежнему является крайне низким. По данным опроса ВЦИОМ, 80% населения считает бедными тех, кому едва хватает средств на еду или одежду. Исходя из этого определения, бедность в представлении жителей наступает при доходе ниже 15 тысяч 506 рублей на члена семьи, говорится в исследовании. В Москве и Петербурге этот показатель составляет 21 тысячу 681 рубль на человека, в сельской местности — 12 тысяч 478.
Прожиточный минимум рассчитывается по методике, согласно которой стоимость непродовольственных товаров (к примеру, 2 тысячи 500 рублей) равна половине стоимости продовольственных (5 тысяч рублей). Аналогичным образом рассчитывается стоимость услуг (еще 2 тысячи 500). (Общая сумма, таким образом, 10 тысяч.) Упрощение методики приводит к некоторому несоответствию стоимости непродовольственных товаров и услуг реальным ценам, даже несмотря на то, что в ней используются поправочные коэффициенты, в которых учитывается инфляция, пояснила EurasiaNet.org заведующая лабораторией Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Гришина.
«В то же время надо понимать, что прожиточный минимум является некоторым компромиссом между оценкой базовых потребностей населения и бюджетными возможностями государства, поскольку количество получателей и размер отдельных социальных пособий, предоставляемых с учетом нуждаемости, зависит от величины прожиточного минимума», — добавила она.
Так как величина прожиточного минимума учитывается при расчете бедности в России, уровень субъективной бедности (доля тех, которые считают, что им хватает денег только на еду или не хватает даже на нее) превышает официальный уровень бедности. Например, в 2016 году официальный уровень нищеты составлял 13,5% населения, а показатель субъективной бедности, по данным «Фонда «Общественное мнение»«, в конце года составил 40%, отметила Гришина. По данным Росстата, средний доход людей, которым хватает денег на еду и одежду, в среднем, превышает два прожиточных минимума, заключила эксперт РАНХиГС.
Но даже средняя зарплата, значительно превосходящая показатели прожиточного минимума, часто является едва достаточной для выживания.
Ольга и Юрий — жители Петербурга, доходы и расходы которых можно считать типичными для этого города (численность населения в нем — 5,2 миллиона людей, официальная средняя зарплата — 53 тысячи 272 рубля). Они просили не указывать их фамилии и имена работодателей. Их совокупный ежемесячный доход составляет 105,4 тысячи рублей. Живут без детей в собственной двухкомнатной квартире (то есть аренду не платят).
«Не остается ничего. Нет денег на одежду, обувь, нет денег на более качественные продукты, нет на путешествия, не хватает на концерты и культурную жизнь. Если говорить о том, какая сумма нас устроила бы, думаю, нам хватило бы по 150 тыс в месяц каждому», — убеждена Ольга.
По ее Ольги, для физического выживания среднестатистическому петербуржцу необходимо 50 тысяч рублей в месяц. «Если представить, что у меня нет никаких желаний, я только ем и сплю, то минимум, чтобы только выжить, нужно 30 тысяч», — сказала она.
Давид из Перми (население — 1 миллион человек, официальная средняя зарплата — 31 тысяча 884 рубля) также получает среднюю зарплату для своего региона — 35 тысяч рублей плюс 700 рублей в день суточных на время частных в его работе командировок. Живет в однокомнатной квартире в Перми, аренду не платит.
Сумма его расходов на еду, одежду, коммунальные услуги и транспорт составляет 33 тысячи 250 рублей. «Деньги в принципе не остаются. Уровень зарплаты мне кажется недостаточным», — отметил он.
«Что касается минимума, на который можно жить, думаю, уровень прожиточного минимума вполне ему соответствует. На 10 тысяч в месяц будешь реже покупать одежду, не так вкусно питаться, уровень комфорта будет другой. Но выжить можно…», — добавил Давид.
Следует учитывать, что оба домохозяйства, с членами которых удалось пообщаться EurasiaNet.org, состоят исключительно из обладающих средним доходом граждан (т.е. в них нет детей, престарелых родителей и прочих лиц, находящихся полностью или частично на иждивении остальных членов домохозяйства).
Тема доходов жителей России становится особенно актуальной на фоне ухудшения их финансового состояния, которое тянется с 2014 года. По данным Росстата, с октября 2014 года реальные располагаемые доходы населения страны обвалились почти на 15%, практически сведя на ноль весь прогресс, достигнутый в сфере повышения благосостояния россиян в предыдущее десятилетие.