Еще долго будут стоять вымершие деревни, покинутые из-за радиоактивного излучения. Будут возникать заболевания щитовидной железы у детей. Ни одна страна не пострадала от катастрофы на Чернобыльской АЭС сильнее, чем Белоруссия. С тех пор прошло более 30 лет, и теперь страна делает ставку на атомную энергию. В настоящее время в городе Островце при участии России строится первая в Белоруссии атомная электростанция, не позднее начала 2019 года должен быть запущен первый из двух энергоблоков мощностью до 1200 МВт каждый. Но больше всего по этому поводу обеспокоена другая страна — Литва, член Евросоюза и сосед Белоруссии.
На прошлой неделе литовский парламент единогласно принял постановление, в котором строящийся реактор был объявлен угрозой национальной безопасности. С дипломатической точки зрения — крупный калибр. Для Литвы это решение парламента — «значимое событие», потому что оно «имеет важное значение для общественной безопасности, качества жизни и развития страны», как сказал председатель комитета по национальной безопасности и обороне Витаутас Бакас (Vitautas Bakas).
Конфликт между двумя соседними государствами тянется уже долгое время, но так сильно он до сих пор еще не обострялся. Литва указывает также и на якобы недостаточные геологические исследования. К тому же, насколько независимым может быть национальный контроль в управляемой авторитарно стране? На предыдущих этапах строительства уже случались происшествия. В прошлом году пустой корпус реактора упал с высоты нескольких метров, о чем белорусские власти объявили лишь спустя некоторое время. Российский производитель Росатом поспешил всех успокоить и объявил, что корпус будет заменен, хотя он даже и не повредился.
Литва пытается убедить в своих опасениях ЕС и международное агентство по атомной энергии МАГАТЭ, которое, по ее мнению, недостаточно интенсивно контролировало строительную площадку. В феврале, во время визита литовского премьер-министра, канцлер Германии Ангела Меркель также напомнила, что при строительстве должны быть гарантированы самые высокие стандарты безопасности. «Мы будем говорить и с Россией о том, насколько это для нас всех важно», — сказала она. С другой стороны, она, конечно, не может принципиально выступать за отказ Германии от атомной энергии и в то же время беззаботно комментировать строительство реактора в Белоруссии. Все-таки он не так уж и далеко.
Для Белоруссии этот проект чрезвычайно важен, потому что до сих пор для производства электроэнергии она использует практически исключительно газ. Газ, который она получает из России. С запуском атомной электростанции она надеется сократить эту зависимость и в то же время снизить цены на электроэнергию. В идеальном варианте излишки даже пойдут на экспорт. Но и у Литвы есть свои энергетические интересы. Поскольку она была вынуждена закрыть свои устаревшие энергоблоки в Ингалине при вступлении в ЕС, теперь она сама планирует строительство новой электростанции. Поэтому, вероятно, в конфликте между Литвой и Белоруссией играет свою роль и конкуренция в области энергетической политики. В апреле литовский парламент заранее предусмотрел все возможные случаи. Он законодательно ограничил импорт электроэнергии, произведенной «небезопасными АЭС». Подразумевается электростанция соседа. Это очевидно.