Польша относится к числу стран, которые не используют атомную энергетику для удовлетворения своих энергетических потребностей, а в российско-польских отношениях внимание сосредоточено, в основном, на вопросах, связанных с газом и его транзитом, пишет сотрудница портала Biznes Alert Рома Боянович.
Однако давно известно, что Москва продумывает свои действия на долгосрочную перспективу и учитывает одновременно несколько сфер, связанных с энергетикой. Поэтому в Париже, Киеве или Минске присутствует «Росатом». Присмотревшись к действиям России внимательно, можно констатировать, что она старается поставить европейскую атомную энергетику в зависимость от одного источника поставки топлива для реакторов и технологий, которые требуются для их безопасной эксплуатации. Это напоминает ситуацию с газом.
Корпорация «Росатом» ассоциируется в первую очередь с обслуживанием атомных электростанций и производством электричества, но это лишь один из видов деятельности этого предприятия. Корпорация занимается также добычей урана, его обогащением и переработкой в топливо для реакторов; проектированием, строительством и надзором за эксплуатацией современных АЭС. «Росатом» — это утилизация отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов; создание атомных реакторов для подводных лодок и самых мощных ледоколов, обслуживающих Северный морской путь; производство изотопов для ядерной медицины (в том числе йода-131 и технеция-99). «Росатом» также инвестирует в технологии будущего: сверхпрочные, необычайно эластичные, износостойкие и обладающие химической и коррозионной стойкостью композитные материалы. Мир, особенно развитый Запад, скоро не сможет без них обходиться.
Экспансия на запад Европы
«Росатом» открыл новую главу в своей истории: в октябре 2014 года он создал региональный центр в Западной Европе со штаб-квартирой в Париже, который стал частью европейской сети. Основная задача региональных центров «Росатома» состоит, с одной стороны, в заключении новых контрактов, а с другой — в максимальном сближении с клиентами, изучении их текущих потребностей и прогнозировании будущих. По словам заместителя генерального директора Кирилла Комарова, открытие нового центра стало «логичным шагом в развитии сотрудничества с французскими и европейскими партнерами, которое началось не один год назад. Российский уран и его изотопы пришли сначала во Францию, а потом появились на европейском и мировом рынке».
Одним из самых крупных совместных российско-французских проектов стало производство металлического урана, из которого будет сделано ядерное топливо для строящегося на юге Франции исследовательского реактора «Жюль Горовиц». Этот научный центр займется исследованием характеристик ядерного топлива, использующегося в работающих реакторах, испытанием топлива для новых реакторов и производством радиоизотопов для медицинских нужд.
19 июня, на проходившем в Москве Международном форуме «Атомэкспо-2017», госкорпорация «Росатом» и французская компания AREVA NP подписали меморандум о взаимопонимании, касающийся производства топлива, автоматизации процессов и изготовления оборудования для АЭС.
Белоруссия: атом вместо газа или другая форма зависимости
Одна из самых нашумевших инвестиций в нашем регионе, которой занимается дочерняя компания «Росатома» — это атомная электростанция в белорусском Островце, строительство которой стало частью программы по преодолению Белоруссией зависимости от российского газа. Ее запуск позволит сократить потребление газа на 5 миллиардов кубометров в год. Договор, подписанный в октябре 2011 года, включает в себя возведение двух блоков по проекту «АЭС- 2006» с реакторной установкой В-491.
Опасения ближайших соседей
Литва, в непосредственной близости от которой находится строящаяся электростанция, не первый год протестует против этой инвестиции. Она, в частности, обвиняет Белоруссию в том, что та скрывает информацию о ведущихся монтажно-строительных работах и избирательно подходит к вопросам безопасности объекта. В июне литовский парламент признал, что АЭС в Островце угрожает национальной безопасности Литвы, ее окружающей среде и здоровью граждан. Как заявил депутат Эугениюс Гентвилас (Eugenijus Gentvilas), этот шаг свидетельствует о готовности Вильнюса отказаться поддерживать отношения, которые кажутся ему невыгодными с геополитической точки зрения. Литовские парламентарии пытаются заручиться поддержкой Латвии и Эстонии, которые тоже обеспокоены строительством белорусской электростанции. Одновременно руководство Литвы и Польши заявило, что оно не планирует покупать излишки электроэнергии с АЭС в Островце, значит, путь на рынки ЕС для белорусского электричества будет закрыт.
Свобода и независимость любой ценой
Против экспансии «Росатома» выступает также Киев. Много лет подряд Украина зависела от поставок топливных стержней для построенных в советские годы реакторов, хотя страна располагает 2% мировых запасов урановой руды. Некоторое время назад там, правда, появилась идея создать собственное предприятие по обогащению урана, однако, в современной экономической ситуации это нереально. Кроме того, такую инициативу не поддержат США, которые выступают против развития ядерных технологий в новых странах.
В Энергетической стратегии Украины до 2035 года присутствуют пункты о полном отказе от антрацитового угля из Донбасса и российского газа, а также об интеграции с энергетическими сетями ЕС и поддержке атомной энергетики. В последней сфере Киев все больше склоняется к сотрудничеству с американо-японским концерном Westinghouse. Тестирование американского топлива началось на Южно-Украинской атомной электростанции. В феврале 2016 года, несмотря на то, что российская сторона старалась помешать этому процессу, первую партию нового топлива получила также Запорожская АЭС. Кроме того, компания Westinghouse начала строительство второго могильника в районе Чернобыля, чтобы после 2018 года переработанные «Росатомом» радиоактивные отходы могли вернуться на Украину.
Насколько важным элементом энергетической структуры Украины выступает ядерная энергетика, свидетельствуют данные за 2015 год. Тогда 15 блоков выработали 55-57% всей электроэнергии в стране.
Что может принести будущее?
«Росатом» — это не только уран, его добыча, обогащение и переработка отработавшего топлива. Это также новейшие технологии, которые призваны повысить безопасность строительства, эксплуатации и обслуживания оборудования, использующегося в атомной энергетике. Ведя сотрудничество с исследовательскими центрами, поставляя им (например, для исследовательского реактора «Жюль Горовиц») изотопы и другие материалы, российская корпорация получает доступ к сведениям, в каком направлении движутся европейские и мировые ученые, что опасно граничит с промышленным шпионажем. А это грозит оказать огромное влияние на развитие новых технологий или создание изобретений: россияне могут и попытаться добыть нужные им данные, и помешать тем или иным работам. Война разведок не заканчивается никогда, а нужная информация в нужное время ценится на вес золота.
Тендер на строительство АЭС в белорусском в Островце выиграл российский «Росатом»: он был единственным, кто обещал возвести оба энергоблока в предложенный срок. Раздутые амбиции Александра Лукашенко, ставка на не самые современные технологии, невероятная спешка, с которой ведется строительство, близость белорусско-литовской границы — все это вызывает тревогу в странах Балтии и Польше. В случае аварии радиоактивное облако с вероятностью 50% двинется на запад. Так произошло в апреле 1986 года. Если тогда о чернобыльском взрыве в Польше узнали ночью в те же сутки, то в случае любых проблем, связанных с заражением окружающей среды радиоактивными веществами из Островца, мы сможем полагаться лишь на собственное измерительное оборудование и бдительность ученых.
Украина, находящаяся в состоянии конфликта с Россией, использует сейчас 15 энергоблоков советского производства. Она активно берет на вооружение новые процедуры безопасности, регулярно проводит инспекцию реакторов и оценку их состояния. Украинцы опережают многие европейские страны в области внедрения методов, которые помогут избежать катастрофы по фукусимскому сценарию. С другой стороны, Запорожская АЭС находится неподалеку от зоны военных действий в Донбассе. Это соседство вызывает тревогу, поскольку существует риск захвата энергоблоков иностранными войсками или спецслужбами.
«Росатом», как и многие другие государственные корпорации, ориентирован на активный поиск новых рынков сбыта для своей продукции. Будучи мировым лидером в области обогащения урана и производства топливных стержней, он старается создать для других участников рынка такую ситуацию, при которой они будут зависеть от России (тема покупки топлива для украинских реакторов у компании Westinghouse).
Пару десятков лет назад советские атомные технологии могли казаться опасными и несовременными. Однако Россия, в отличие от других стран, не отказалась от атомной энергетики. Целые коллективы физиков, инженеров и других специалистов интенсивно занимались модернизацией старых проектов, так что теперь многие эксперты называют российские реакторы и связанную с ними инфраструктуру одними из самых безопасных в мире.
В Польше об атомной энергетике говорят мало. После чернобыльской аварии строительство АЭС стало для многих табуированной темой. Поэтому возведение электростанции в Островце и активность «Росатома» вызывает интерес лишь у специалистов. Но это большая ошибка. Запасы ископаемого топлива — угля, нефти и газа — рано или поздно подойдут к концу. Между тем наша цивилизация все сильнее зависит от электроэнергии, ядерная медицина позволяет диагностировать и лечить многие болезни, а благодаря покорению атома человек может начать завоевание космоса. Пока человечество не откроет новых источников энергии, XXI век останется эпохой атома. Свое место в этом следует найти и Польше.