Конечно, Казань-Арена будет блистать и в этот раз. В эту среду взоры футбольного мира вновь обратятся на столицу Татарстана и ее образцовый стадион, когда Португалия в полуфинале Кубка Конфедераций встретится с Чили. Тогда снова много внимания будет уделено особенностям этого строения, изогнутой конструкции крыши и большому светящемуся фасаду, площадь которого составляет, по официальным данным, ровно 3622 квадратных метра. Намного меньше внимания уделят парковке севернее стадиона, как раз на другой стороне шестиполосного проспекта Ямашева, на которой предполагается парковать примерно одну тысячу машин. При этом она заслуживает более внимательного взгляда.
В одиннадцати российских городах в следующем году пройдет ЧМ по футболу, и если кто-то послушает, о чем там говорят, то убедится, что это не только такие важные темы, как огромные расходы, предполагаемое обогащение или недостойное обращение с рабочими. Он на множестве небольших примеров сможет увидеть, что происходит с интересами и правами граждан, когда предстоит ЧМ. В Казани это касается примерно того места севернее стадиона, где еще не так давно не было никакой парковки, а было много деревьев.
Искандер Язавеев сидит в паре километров от арены в маленьком кафе рядом с улицей Баумана. Это центральная пешеходная зона Казани, откуда видно, что там на время ЧМ будет создаваться своего рода фан-зона. Язавеев социолог и принимает активное участие в работе одной группы защитников окружающей среды и прав человека, которые выступают против нового завода по сжиганию мусора или против усиливающегося загрязнения Волги. Парковка, которая недавно еще была небольшим лесом, является для него «примером того, насколько безответственно власть имущие обходятся с гражданами», — говорит он. «Здесь произошло много событий сомнительного рода».
Стадиону уже четыре года, он был построен к Универсиаде 2013 года. Однако еще осенью подошла тяжелая техника. Обрамленный большими улицами и рекой Казанкой там, севернее стадиона, в течение десятилетий существовал довольно большой лесной массив. И вдруг несколько гектаров леса вырубили. Не было никакого конкурса, никакой ясной информации для жителей.
Аргументация ответственных лиц города и стадиона была проста: согласно требованиям ФИФА и по соображениям безопасности необходима была еще одна территория для парковок. Кроме того, мол, эта часть леса и так недостаточно посещалась. Активисты по охране окружающей среды, напротив, указывали на то, какое экологическое значение имеет лес, что необходимо защищать его животный мир и растения, а также на то, что это еще и место отдыха живущих рядом горожан. В Казани и так слишком мало зелени. И кроме того курсировали слухи, что эта парковка станет лишь первым шагом власть имущих и что вскоре будет уничтожена и остальная часть леса, чтобы представить место для строительства дорогого жилья прямо на берегу реки Казанки.
Перед первой игрой парковка была почти пустой
Такие истории часто происходят во время строительства крупных объектов. Но речь идет не только о содержательном конфликте, а об отношении власть имущих к активистам. Когда начались работы, протестующие попытались оказать сопротивление и заградили своими машинами дорогу. Но долго это не могло так продолжаться, во-первых. эта группа была слишком малочисленна, во-вторых, скоро подошла полиция.
Однако тогда активисты увидели возможность нового протеста. В конце ноября в Казани состоялась жеребьевка Кубка Конфедераций, даже глава ФИФА Джанни Инфантино (Jianni Infantino) приехал. Протесты отдельных лиц в России возможны даже и без заявок. И вот семь активистов договорились, что каждый раз один из них должен будет стоять с большим плакатом недалеко от места жеребьевки. Они даже указали на это в социальных сетях, что было, пожалуй, ошибкой. В день жеребьевки шесть из семи активистов попали не на то место, где проходило мероприятие, а в полицейский участок. Все они были задержаны полицией — иногда с нелепыми аргументами. Им пришлось оставаться там в течение трех часов, как раз столько, сколько разрешает закон, затем их отпустили. Но церемония уже состоялась.
ФИФА не считает себя более ответственной
Даже в суде Язавеев и его соратники все еще пытались доказать, что на вырубку леса не было никаких документов, что строительство стадиона изменило все настолько, что лес был практически закрыт. Но и там у них не было никаких шансов.
Таким образом, эта история показала, как поступают власти города, когда предстоит крупный футбольный турнир. Правительства Казани и Татарстана считают, что все было сделано правильно. ФИФА написала активистам, что ознакомилась с их сомнениями по поводу проекта и передала все политикам. И что она более не считает себя ответственной.
Незадолго до начала Кубка Конфедераций парковка была готова. И самое интересное активисты увидели при первой игре Мексики и Португалии: поскольку из-за повышенных мер безопасности многие дороги вблизи стадиона были перекрыты, машин на парковке почти не было.