Республиканская партия — понимают это ее лидеры и члены или нет — сейчас рискует стать союзницей Путина в Соединенных Штатах. Есть основания серьезно утверждать, что уже в настоящий момент она сильно напоминает поддерживаемые Путиным европейские движения. На это указывают президентство Дональда Трампа, все более благожелательное отношение к Москве республиканской избирательной базы и незаинтересованность лидеров республиканцев в палате представителей в расследовании и предотвращении российского вмешательства.
Российское влияние и становящиеся все более изощренными российские кибероперации угрожают праву американцев выбирать собственных лидеров. Это — не преувеличение. Серьезность данной проблемы трудно переоценить. Тем не менее, президент Трамп продолжает сомневаться в том, вмешивалась ли Москва в президентские выборы года. Трамп полностью игнорирует этот вопрос, намекая таким образом, что он не имеет большого значения.
Наш верховный главнокомандующий, похоже, больше заинтересован в том, чтобы защищать Москву, а не в том, чтобы предотвращать новые удары с ее стороны. The Washington Post сообщала, что администрация рассматривает возможность позволить российским властям вновь открыть два шпионских объекта, которые президент Барак Обама закрыл в конце декабря в ответ на российское вмешательство в американские выборы. По некоторым сведениям, Белый дом также планирует активно противодействовать принятию нового законопроекта о санкциях против России, который cенат одобрил в этом месяце подавляющим числом голосов сенаторов от обеих партий.
Речь идет о законопроекте, который усиливает финансовые санкции, а также вводит запрет на отмену Трампом ограничительных мер — в том числе на возврат шпионских объектов — без согласия Конгресса. Что еще хуже, позицию Трампа, по-видимому, отчасти поддерживают лидеры республиканцев в Палате представителей. Спикер Пол Райан (Paul D. Ryan), конгрессмен-республиканец от Висконсина, и лидер большинства Кевин Маккарти (Kevin McCarthy), конгрессмен-республиканец от Калифорнии, приостановили рассмотрение законопроекта, сославшись на конституционное требование, согласно которому такие инициативы должны исходить от Палаты представителей.
Это обычная уловка. Ничто не мешает им включить текст сенатского законопроекта в свой собственный и направить его в Сенат на окончательное одобрение. Оно, вероятнее всего, прошло бы по упрощенной схеме. Однако Райан и Маккарти, похоже, стремятся замедлить принятие законопроекта и ослабить его.
Их небрежное отношение к проблеме российского вмешательства связано с изменением позиции избирателей-республиканцев, настрой которых пугающим образом становится все более пророссийским. Согласно опросу, проведенному в мае исследовательской компанией Morning Consult совместно с изданием Politico, 49% избирателей, поддерживающих республиканцев, считают Россию либо союзником, либо дружественной страной. Лишь 12% считают ее врагом. В 2015 году к российскому президенту Владимиру Путину, по данным компании Gallup, положительно относились только 12% республиканцев. К февралю их доля возросла до 32%.
Эти опасные тенденции, подрывающие волю нации к самозащите, полностью порождены неспособностью лидеров Республиканской партии противостоять Трампу. Избирателей-республиканцев долгое время отличало здоровое недоверие к Путину, однако симпатия президента Трампа к Москве и молчание прочих партийных лидеров способствовало изменению их настроя. В результате для лидеров партии становится политически затруднительно защищать страну от иностранного противника.
Так как они контролируют и законодательную и исполнительную ветви власти, их долг — предотвратить новые российские удары по американской демократии, даже если эти удары электорально выгодны для партии. Сдерживание — ключевая часть этого уравнения. При этом оно будет невозможно, если не наказать Москву за допущенные ей нарушения нашего суверенитета и не пригрозить ей еще более жесткой реакцией в случае новых выходок.
Поддержав законопроект о санкциях против России, сенатские республиканцы продемонстрировали, что они это понимают. Теперь лидеры республиканцев в палате представителей должны совместно со своими сенатскими коллегами принять мощный пакет законов о санкциях, который будет требовать одобрения Конгрессом любых изменений, вносимых президентом в санкции против России. Мы просто не вправе доверять Трампу в этом и рассчитывать, что он самостоятельно будет защищать американскую демократию.
Лидеры республиканцев и вся Республиканская партия находятся сейчас на распутье. Им предстоит выбрать либо свободу в независимой Америке, либо службу далекому иностранному хозяину, который хочет одного — наращивать свои собственные богатство и власть в ущерб свободному обществу во всем мире. Если лидеры партии выберут второе, большинство американцев будут вынуждены призвать их к ответу как противников свободы.
Эван Макмаллин — бывший сотрудник ЦРУ, участвовавший в президентских выборах 2016 года в качестве независимого кандидата. Сооснователь некоммерческой организации Stand Up Republic.